Доклад Руководителя Федерального архивного агентства А.Н.Артизова на торжественном заседании Совета по архивному делу при Федеральном архивном агентстве (Москва, 1 июня 2018 г.)

Страница для печативерсия PDF

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Фильм «Пока мы помним – мы живем», мне кажется, хорошо объясняет и смысл профессии архивиста, как хранителя национальной памяти, и почему мы все сегодня здесь собрались.

В том числе потому что помним, что ровно сто лет назад был подписан декрет Совнаркома «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР», который установил принципиальные положения организации отечественной архивной службы.

Важнейшими из них являются:

  • централизация хранения архивных документов в масштабах государства;

  • преемственность в работе с документами, начиная с момента их хранения в делопроизводстве ведомств;

  • системность и рациональная организация в управлении архивным делом;

  • наконец, открытость архивов для граждан и общества.

Воплощение этих положений в жизнь стало поистине эпохальным явлением в развитии отечественных архивов.

Идеи декрета вызревали в течение многих десятилетий в среде российской гуманитарной и академической общественности, передовых архивных деятелей.

Декрет от 1 июня 1918 года объединил все документы бывших правительственных учреждений в Государственный архивный фонд, создал централизованную систему архивов, которая в соответствии с новыми принципами организации архивного дела в ноябре 1921 года была передана из Наркомпроса в непосредственное ведение высшего государственного органа − Всероссийского Центрального исполнительного комитета.

И в этом смысле произошедший в 2016 году переход Росархива в прямое подчинение главе государства – событие закономерное и позитивное, являющееся продолжением линии на системность управления архивами.

Во многом благодаря созданной централизованной системе наши предшественники собрали замечательные документальные богатства.

Советские архивисты в годы Гражданской войны, а затем в период Великой Отечественной сумели сохранить, донести до сегодняшнего поколения основной массив этих бесценных свидетельств прошлого.

Конечно, факты утраты, гибели культурных ценностей были, но очень многое, самое ценное, удалось спасти. Кстати, после Великой Отечественной войны наш Архивный фонд был приумножен за счёт компенсаторной реституции и трофейных документов.

В послевоенный период в огромной стране – от Калининграда до Чукотки – были выстроены общие подходы к учёту, комплектованию, организации хранения и использования архивных документов по единым принципам.

Благодаря этому мы сегодня имеем возможность с гораздо меньшими издержками внедрять цифровые методы работы, информационные технологии, требующие высокой степени унификации.

Поэтому мы не можем, не имеем права не отдать должное и не выразить слова благодарности нашим предшественникам, всем ветеранам архивной отрасли.

Конечно, архивное дело в советское время было не свободно от идеологических издержек. К числу негативных явлений относятся печально известные «макулатурные кампании» двадцатых-тридцатых годов, разделение по сути единого государственного архивного фонда на две части – более привилегированную партийную и менее привилегированную непартийную, категорирование фондов в соответствии с идеологическими установками, большое число ограничений для работы пользователей, закрытость многих фондов.

Начало постсоветского периода для отечественных архивов было неоднозначным. С одной стороны, произошло беспрецедентное открытые архивов для общества. Появилось новое архивное законодательство, которое было разработано с учетом передового отечественного и зарубежного опыта и отвечало потребностям формирующегося гражданского общества.

С другой стороны, в условиях жёстких бюджетных ограничений, в отдельные моменты прекращения финансирования, архивы страны оказались в тяжёлом положении. Фактически прекратилось развитие их материально-технической базы.

Преодоление этого стоило многих сил, терпения и стойкости, вынуждало искать разные пути выхода из сложившейся ситуации, в том числе идти на болезненные меры, например такие, как сокращение количества архивов и штатной численности их работников.

Надо отдать архивистам должное – в непростых условиях они продолжали честно выполнять свой профессиональный долг. Благодаря их самоотверженной работе удалось сберечь богатства государственного Архивного фонда России, а затем вывести отрасль на уровень стабильного поступательного развития.

Сегодня архивное дело в нашей стране развивается на базе исторических традиций и результатов реформирования архивного дела после 1991 года, на основе нового архивного законодательства, в условиях расширения доступа к архивным документам, внедрения современных информационных технологий и технического перевооружения архивов.

Удалось сохранить созданную в советское время организационную основу отрасли. Она включает 16 федеральных, 169 региональных и 2064 муниципальных архивов, в которых трудятся около 20 тысяч человек.

Действующая сеть отечественных архивов в 2014 году пополнилась архивными учреждениями Республики Крым и г. Севастополя. Крымские архивисты успешно интегрировались в архивную отрасль страны. Создана новая правовая база их деятельности, образованы уполномоченные органы исполнительной власти в области архивного дела, сформирована сеть архивных учреждений. Хранящиеся в республике документальные комплексы в объеме более 1 млн. 750 тыс. дел включены в состав Архивного фонда России.

Помимо публичных архивов правом депозитарного, то есть длительного хранения отдельных комплексов документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности, законодательно наделены 21 федеральный орган исполнительной власти и организация, а также ряд научных организаций, музеи и библиотеки.

Кроме того, в процессе социально-экономических реформ в стране созданы и действуют примерно 126 тысяч архивов государственных и частных организаций, обеспечивающих временное хранение архивных документов.

В целом, сложившаяся система управления архивами соответствует моделям, существующим в развитых странах мира. Федеральный центр сохраняет за собой функции установления единых правил организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и контроля над их соблюдением, а также управления федеральными архивными учреждениями, благодаря чему обеспечиваются методическое единообразие и единство информационного пространства архивной системы.

Наша страна входит в число великих архивных держав мира как по количеству документов (общий объём Архивного фонда России составляет более 600 миллионов дел), так и по их информационной ценности. Не будет преувеличением следующее утверждение: без российских архивов невозможно объективное изучение мировой истории.

Модернизация инфраструктуры архивной отрасли в последние десятилетия обеспечила определенные позитивные результаты. Причем как на федеральном, так и региональном и муниципальном уровнях.

В частности, растет доля документов государственных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, достигшая почти 60 %.

В автоматизированную систему государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации введено более 90 % описаний документов на уровне фонда и более 25 % описаний на уровне дела, большая часть которых доступна в режиме онлайн.

Архивы приступили к созданию электронного фонда пользования наиболее востребованных архивных фондов. Сохраняется сложившаяся в последнее время тенденция ежегодного почти пятипроцентного роста числа пользователей архивной информацией.

В приоритетном порядке осуществляются строительство и реконструкция новых архивных объектов. Всего с конца XX века по 2017 год на федеральном уровне введено в эксплуатацию 6 объектов общей площадью почти 100 тыс. кв. м, а в 20-ти субъектах Российской Федерации – 30 объектов общей площадью около 160 тыс. кв. м.

За последние годы при поддержке федерального бюджета введены в эксплуатацию новые здания государственных архивов Калининградской, Смоленской, Калужской, Ульяновской областей, завершено строительство здания Государственного архива в Севастополе.

Усилиями региональных властей построены или реконструированы архивные здания в Татарстане, Чувашской Республике и Санкт-Петербурге. В текущем году предстоит ввести в строй новые архивные объекты в Республике Адыгея, Саратовской области, Ямало-Ненецком автономном округе.

В следующем году крупнейший аудиовизуальный архив мира, Российский государственный архив кинофотодокументов в Красногорске, надеюсь, получит новый современный лабораторный комплекс, оснащённый всем необходимым для работы с цифровыми носителями.

Во многих архивах установлены современные системы безопасности, передвижные стеллажи, новое лабораторное оборудование для реставрации и страхового копирования архивных документов, высокопроизводительные сканеры, проложены локально-вычислительные сети. Все это даёт возможность отечественным архивам стабильно выполнять основные функции по обеспечению сохранности, комплектованию и учету документов, а также оказывать государственные и муниципальные услуги по информационному обслуживанию пользователей.

Общий уровень развития российского архивного дела, включая нормотворческую, научно-методическую и организационную деятельность, а также состояние архивной инфраструктуры, в целом соответствует параметрам развитых стран мира.

Отмечаемая сегодня юбилейная дата хороший повод не только оглянуться назад – вспомнить славные страницы истории отечественного архивного дела, оценить его сегодняшнее состояние, но и наметить дальнейшую траекторию развития архивной отрасли страны.

По нашему мнению, её основная цель в среднесрочной перспективе – приведение деятельности российских архивов в соответствие с потребностями и нуждами современного информационного общества и цифровой экономики – остается неизменной, поскольку полностью соответствует приоритетам, определенным посланиями Президента Российской Федерации и другими документами стратегического планирования Российской Федерации.

Основываясь на принципах преемственности, эволюционности, открытости, экономичности и партнерства, достижение означенной цели мы планируем осуществлять по трем основным направлениям.

Первое, что необходимо сделать, это решить проблему приема на хранение в государственные архивы документов территориальных органов федеральных органов государственной власти и организаций, расположенных на территории субъектов Российской Федерации.

Прошедшее накануне сегодняшнего Совета обсуждение этого вопроса на заседаниях научно-методических советов архивных учреждений федеральных округов показало, что почти половина регионов уже не считают наиболее приемлемым путём передачу им с федерального уровня соответствующих полномочий с выделением необходимых бюджетных субвенций.

По сути это означает настоящую «смену вех» – отказ от дальнейшего продвижения старого законопроекта, предложение Росархиву сосредоточить усилия на создании во всех федеральных округах федеральных архивных центров, которые смогут взять на себя работу с документами территориальных органов федеральных органов государственной власти и организаций.

Второе направление не вызывает сомнения в условиях глобализации информационных потоков и опережающего развития средств электронной коммуникации. Это – завершение создания единого архивно-информационного пространства на основе внедрения общеотраслевых информационных систем. Под ними я подразумеваю, прежде всего:

  • систему автоматизированного государственного учёта документов Архивного фонда, которую мы планируем в недалеком будущем перевести на облачную платформу;

  • систему удалённого использования копий архивных документов и справочно-поисковых средств к ним, запускаемую применительно к федеральным архивам уже в ближайшее время;

  • отраслевую базу данных по местам хранения документов по личному составу, преобразуемую в информационную систему с он-лайн доступом и актуализируемую в режиме реального времени.

Это позволит поднять на новый качественный уровень обеспечение потребностей пользователей в услугах архивов.

Наконец, третье – это интеграция архивов в систему Электронного правительства, для чего предстоит сформировать полноценную нормативную и методическую базы работы с электронными документами в делопроизводстве и в ведомственных архивах, создать в государственных и муниципальных архивах условия для работы с электронными документами, передаваемыми на постоянное хранение.

Задача цифровизации отрасли имеет разные аспекты, остановлюсь только на некоторых.

Так, на повестке дня стоит массовая оцифровка архивных документов для фонда пользования и справочно-поисковых средств. Учитывая ограниченные бюджетные возможности и огромные объемы Архивного фонда России, ближайшей задачей мы ставим перевод в электронный формат прежде всего справочного аппарата, архивных описей. В течение трех лет надо это завершить.

Стратегический подход российского архивного сообщества заключается также в том, что пользование поисковыми средствами архивов должно быть бесплатным. А вот удалённое использование электронных копий архивных документов (так называемый виртуальный читальный зал) должно осуществляться за средства самого пользователя.

Отдельная проблема – подтверждение аутентичности электронного документа. Технологически непростым вопросом является создание электронного носителя информации с долговременной жизнью. Специфика электронного документооборота требует новых технологических и нормативных решений, формирования единой терминологической базы, выработки единых функциональных требований.

Хотел бы подчеркнуть, что архивное сообщество ведёт активный поиск оптимальных решений в этой сфере. Важным условием эффективности этого поиска является междисциплинарное сотрудничество, диалог с представителями иных отраслей и сфер знания, что успешно засвидетельствовала недавняя международная конференция в Казани «От пергамена к цифре».

Важным шагом в деле создания на федеральном уровне современной архивной инфраструктуры для работы с электронными документами станет создание в наукограде Обнинске Калужской области нового архивного комплекса Государственного архива Российской Федерации, располагающего техническими возможностями для работы с электронными документами, поступающими из систем электронного документооборота Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов государственной власти.

Безусловно, нельзя забывать и о нашей непреходящей обязанности обеспечить безопасность и сохранность вверенного нам историко-документального наследия. Несмотря на положительные сдвиги, положение с сохранностью архивных фондов продолжает оставаться сложным.

Это связано с накапливавшейся десятилетиями усталостью материально-технической базы, значительным износом технических средств защиты и инженерных коммуникаций архивных объектов. Всё это создаёт угрозы безопасности архивных документов, не позволяет принять в архивы миллионы дел, сроки временного хранения которых в организациях истекли.

Надеюсь, что переход с 2018 года Росархива в государственную программу «Информационное общество (2011–2020 годы)» откроет перед архивами новые перспективы, обеспечит развитие российского архивного дела и делопроизводства в русле передовых мировых тенденций, позволит достигнуть более высокого качественного уровня и доступности государственных и муниципальных услуг архивов в соответствии с интересами и потребностями граждан.

Второй век своего существования государственная архивная служба России встречает с надеждой и ответственностью за порученное дело.

Поздравляю вас, уважаемые коллеги, с юбилеем. Не сомневаюсь, что вместе, общими усилиями, как это бывало не раз в предшествующие годы, мы справимся с новыми вызовами и проблемами.

Спасибо за внимание.

 


     © Росархив 2009–2019.
     Условия использования материалов

     Дистрибутивы программ

     Поддержка сайта:
     support@archives.ru

Рассылка Новости портала Архивы России Журнал 'Вестник архивиста' Архив кинохроники и документальных фильмов Международный совет архивов