Доклад руководителя Федерального архивного агентства А.Н.Артизова на расширенном заседании коллегии Росархива (Москва, 20 марта 2018 г.)

Страница для печати

Об итогах работы Федерального архивного агентства в 2017 году,
задачах на 2018 год и среднесрочную перспективу

Видеозапись выступления Руководителя Федерального архивного агентства А.Н. Артизова
на расширенном заседании Коллегии Федерального архивного агентства
(Москва, 20 марта 2018 г.)

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 1

Сегодняшнее заседание проводится в преддверии важного для всех нас события – 100-летия государственной архивной службы России, празднование которого проходит в соответствии с Указом Президента Российской Федерации (Слайд 2).

Архивное дело страны, конечно же, имеет многовековую историю, но организация в России единой государственной системы управления архивами – архивной службы связана с принятием 1 июня 1918 г. Декрета Совнаркома «О реорганизации и централизации архивного дела в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике» (Слайд 3).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации нами разработан и утвержден План основных мероприятий, которые проходят как в Москве, так и по всей Российской Федерации (Слайд 4). Среди них не могу не отметить уникальную выставку «100 раритетов российской государственности», экспонирующуюся в выставочном зале «Новый Манеж», на которой представлены подлинные документы, отражающие важнейшие вехи истории России. Всем участникам заседания коллегии советую ее обязательно посетить. Сегодня – последний день работы выставки (Слайд 5).

Слайд 2Слайд 2
Слайд 2
Слайд 3Слайд 3
Слайд 3
Слайд 4Слайд 4
Слайд 4
Слайд 5Слайд 5
Слайд 5
Слайд 6

Большинство ее экспонатов никогда ранее не покидали мест своего хранения, а некоторые − являются не просто важными историческими источниками, но и реликвиями, имеющими высокую мемориальную, художественную и духовную ценность. Экспозиция охватывает тысячелетний период – с XI по XXI вв.

В подготовке и проведении юбилейных мероприятий задействованы архивисты государственных, муниципальных и ведомственных архивов. Пользуясь возможностью, выражаю всем искреннюю благодарность за совместную работу по сохранению, приумножению и популяризации историко-документального наследия Отечества.

С чем встречает свой юбилей архивная отрасль? В числе наиболее значимых результатов реализации ключевых задач, определенных Концепцией развития архивного дела в Российской Федерации на период до 2020 года, отмечу:

  • сохранение действующей трехуровневой системы федеральных, региональных и муниципальных архивов (Слайд 6);

  • наделение Росархива полномочиями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела и делопроизводства, а также по контролю в установленной сфере деятельности;

  • улучшение материально-технической базы архивных учреждений, повышение уровня безопасности хранения документов Архивного фонда Российской Федерации;

  • дальнейшее продвижение в разработке единых принципов унификации и стандартизации документации, в том числе создаваемой в электронном виде;

  • продолжение постепенной интеграции архивов в систему электронного правительства;

  • повышение качества оказываемых архивами государственных услуг, их частичный перевод в электронный вид.

Важным концептуальным шагом в развитии отечественного архивного дела стало включение Росархива с 2018 года в число участников государственной программы «Информационное общество (2011–2020 годы)», что, по нашему мнению, позволит ускорить формирование полноценной нормативной правовой базы, регламентирующей создание, хранение и использование электронных документов, как в процессе делопроизводства, так и в архивах.

В то же время, пока остается открытым вопрос о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по комплектованию государственных архивов субъектов Российской Федерации документами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов Российской Федерации, федеральных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также по организации их хранения, учета и использования. Данная проблема во второй половине прошлого года прорабатывалось Росархивом совместно со Счетной палатой Российской Федерации. Результаты проработки требуют дополнительного коллективного обсуждения.

Слайд 7

Переходя к непосредственным результатам деятельности прошлого года, начну с сюжетов, связанных с выработкой Росархивом государственной политики и нормативно-правового регулирования (Слайд 7). Прежде всего, это принятие в июне минувшего года трех федеральных законов, которые не только привели нормы законодательных актов Российской Федерации в соответствие с изменившейся структурой федеральных органов исполнительной власти, но и внесли ряд принципиальных дополнений, а именно:

  • включение в систему правового регулирования отношений в архивной сфере муниципальных нормативных правовых актов, позволяющее муниципальным образованиям осуществлять управление архивным делом в пределах своих полномочий;

  • определение порядка исчисления сроков хранения документов, независимо от места их хранения;

  • исключение распространения 50- и 75-летнего срока хранения на документы по личному составу, в отношении которых перечнями с указанием сроков хранения установлен иной срок хранения;

  • наделение Росархива правом определять ограничения по объему, срокам, используемым техническим средствам копирования, выдаче и копированию архивных документов на возмездной или безвозмездной основе. В соответствии с данной нормой приказом Росархива утвержден и зарегистрирован Минюстом России Порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах Российской Федерации.

Этот нормативный правовой акт регламентирует организацию работы пользователей с документами Архивного фонда Российской Федерации и другими архивными документами, не содержащими сведения, составляющие государственную тайну, справочно-поисковыми средствами к ним в читальных залах государственных и муниципальных архивов и устанавливает, что пользователи обладают при этом равными правами и обязанностями, в том числе, при самостоятельном копировании дел, документов, печатных изданий собственным техническим средством или арендуемым техническим средством архива.

Результаты проведенного мониторинга показали, что архивные учреждения ряда субъектов Российской Федерации все еще не привели свою деятельность по данному направлению в соответствие с Порядком. По каждому такому факту нами будут приниматься меры реагирования. Этому вопросу будет посвящено совещание с председателями НМС архивных учреждений федеральных округов, которое состоится сегодня, после окончания коллегии.

Отмечу совместную с Минюстом России и Федеральной нотариальной палатой работу по согласованию изменений, предлагаемых к внесению в архивное законодательство и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, в том числе в целях урегулирования правового статуса архивных документов, образовавшихся в результате совершения нотариальных действий, а также введения в архивное законодательство понятия «нотариальный архив», определения процедуры его создания и передачи на хранение соответствующих документов.

Слайд 8

Разработаны Типовые функциональные требования к системам электронного документооборота и системам хранения электронных документов в архивах государственных органов, ведется подготовка к их утверждению. Совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами готовятся дополнения в нормативные правовые акты в части уточнения понятия электронного документа, определения процедур его хранения и использования.

Проекты иных актов, подготовленных Росархивом и проходящих общественное обсуждение, перечислены на слайде (Слайд 8), останавливаться на их обзоре, полагаю, не стоит.

Завершается, по замечаниям и предложениям банковского сообщества, работа по уточнению «Перечня документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения».

В ближайшие дни Росархив разместит в сети «Интернет» для общественного обсуждения проект нового Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения.

Согласовывались проекты нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти. Они представлены на слайде (Слайд 9). Росархив приступил к подготовке:

  • проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (в части урегулирования нормативной коллизии при установлении ограничения на доступ к информации, накапливаемой в открытых фондах архивов);

  • Порядка государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации;

  • пакета подзаконных нормативных актов, регулирующих создание и функционирование Информационной системы удаленного использования копий архивных документов и справочно-поисковых средств к ним.

Продолжалась работа по реализации и внедрению основных механизмов открытости в деятельности Росархива, что позволило войти в библиотеку лучших практик открытости федеральных министерств и ведомств, размещенную на портале «Открытое правительство», по четырем практикам, которые показаны на слайде (Слайд 10).

Слайд 9Слайд 2
Слайд 9
Слайд 10Слайд 10
Слайд 10

Осуществлялось взаимодействие с представителями референтных групп, пользователями архивной информации, что считаю важным для поддержания обратной связи с гражданским обществом (Слайд 11).

Особое внимание уделялось сотрудничеству с Общественным советом при Росархиве, о деятельности которого расскажет его председатель − Ефим Иосифович Пивовар. Отмечу лишь то, что оно было эффективным.

В числе приоритетных направлений нашей профессиональной деятельности, несомненно, оставались вопросы формирования Архивного фонда Российской Федерации, обсуждению которых было посвящено заседание Совета по архивному делу при Росархиве, состоявшееся в Екатеринбурге (Слайд 12). Советом отмечена необходимость оптимизации состава архивных документов, отбираемых на постоянное хранение, и сокращения сроков хранения архивных документов, именно поэтому сегодня в центре внимания Росархива – подготовка сразу двух главных типовых перечней, а также важность решения вопросов комплектования архивов электронными документами.

Слайд 11Слайд 11
Слайд 11
Слайд 12Слайд 12
Слайд 12

Всего по Российской Федерации в течение 2017 года, по предварительным данным, на постоянное хранение принято свыше 2 млн. ед. хр., в том числе свыше 1 млн. 600,0 тыс. ед. хр. управленческой документации (Слайд 13).

Свыше 118 тыс. ед. хр. управленческой, научно-технической и аудиовизуальной документации приняты на хранение федеральными архивами и около 91 тыс. ед. хр. по личному составу, подавляющее большинство которых поступило в РГАЭ.

В функции ряда федеральных органов исполнительной власти – источников комплектования ГА РФ включено ведение различных государственных информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку, хранение и использование информации в виде баз данных, представляющих собой реестры, регистры, перечни разного рода объектов, интерактивных карт (планов) и др.

Так, в Роскомнадзоре в соответствии с положением о нем ведется шесть реестров).

Росреестр в рамках своих полномочий ведет 10 реестров (Слайд 14).

Слайд 13Слайд 13
Слайд 13
Слайд 14Слайд 14
Слайд 14

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация, содержащаяся в государственной информационной системе, является государственным информационным ресурсом и имеет статус официальной информации. Государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в информационной системе, доступ к информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством защиту указанной информации от неправомерных действий, в том числе от уничтожения.

Действующим Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (2010 год) государственным реестрам и документам по их ведению установлен постоянный срок хранения.

Очевидно, что сведения, содержащиеся в государственных информационных системах, имеют практическое значение. В этой связи в ближайшей перспективе предстоит определить, все ли государственные информационные системы имеют историческое значение и сведения из них подлежат включению в состав Архивного фонда Российской Федерации.

В Российской Федерации и за рубежом нет единых решений в отношении информационных ресурсов, формируемых в государственных информационных системах. Вместе с тем, имеется понимание того что решение проблемы лежит в двух плоскостях.

Во-первых, необходимо определить и нормативно закрепить, что в отобранных на постоянное хранение государственных информационных системах является объектом архивного хранения:

  • годовой срез (копия) соответствующего государственного реестра,

  • часть информационного ресурса, утратившая актуальность,

  • информационный ресурс, эксплуатация которого завершена.

Во-вторых, необходимо определить порядок передачи подобных информационных ресурсов на постоянное хранение, в том числе, установить формат архивного хранения, в который они должны быть конвертированы.

Для взвешенного решения этой задачи требуется проведение исследований, а также серьезная проработка всех указанных проблем.

Реализованные в 2017 году мероприятия в области обеспечения сохранности документов носили комплексный характер и были направлены, в первую очередь, на укрепление и развитие материально-технической базы хранения и специальной обработки архивных документов.

Слайд 15

Продолжалось поэтапное строительство Лабораторного корпуса РГАКФД, позволившее завершить работы по устройству «нулевого цикла» объекта, объявлен конкурс на строительство самого здания (Слайд 15).

При поддержке средств федерального бюджета в преддверии 100-летия государственной архивной службы России достойные условия для своей работы обрели государственные архивы г. Севастополя и Ульяновской области, за счет средств регионального бюджета реконструировано здание Государственного исторического архива Чувашской Республики.

В текущем году надеемся ввести в эксплуатацию новые архивные объекты в Республике Адыгея, Новгородской, Саратовской областях, Ямало-Ненецком автономном округе.

По-прежнему в центре внимания находились вопросы пожарной безопасности архивных объектов. В числе выполненных работ отмечу:

  • замену выработавших ресурс внутренних сетей электроснабжения и электроосвещения в архивохранилищах и других помещениях здания ГА РФ на Бережковской набережной и комплексе зданий РГАНТД;

  • замену автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании РГВА;

  • оборудование системой автоматического газового пожаротушения архивохранилищ РГАЛИ (основной – старый корпус 2);

  • продолжение ремонтно-реставрационных работ в архивохранилище № 1 здания РГАВМФ на ул. Миллионной. К настоящему времени современным стеллажным оборудованием полностью оснащены помещения архивохранилищ 9 из 16 федеральных архивов.

Удалось решить вопрос о взятии под полицейскую охрану Росгвардии архивных объектов РГАВМФ, РГА в г. Самаре, РГАЭ (поселение Вороновское) и РГАНИ (Софийская набережная, д. 34, стр. 1). Таким образом, нормативное требование об обязательной полицейской охране зданий федеральных архивов, наконец, выполнено в полном объеме.

Благодаря оснащению лабораторий РГАНТД и РГИА современным микрофильмирующим оборудованием создан страховой фонд в объеме свыше 2,1 млн. кадров на уникальные и особо ценные документы федеральных архивов, в числе которых Поместный приказ, документы Министерства внешней торговли, Комитета по Сталинским премиям, Политбюро ЦК КПСС (1952-1991 гг.), Канцелярии Военной коллегии, личного фонда В.А. Свирского и др.

Создан страховой фонд и фонд пользования фотодокументов на фотопленке и стеклянной основе царской хроники (805 ед. хр.).

В целях осуществления дальнейшей концентрации страхового фонда в ЦХСФ осуществлена отправка копий страхового фонда особо ценных документов объемом более 3,9 млн. кадров.

По состоянию на 1 января текущего года в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации включено 712 документов федеральных и региональных архивов. В целях обеспечения удаленного доступа к ним через сеть «Интернет» велось пополнение данными ГИС «Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации», размещенной на портале «Архивы России».

Помимо массовой реставрации документов, осуществляемой федеральными архивами самостоятельно, в специализированных организациях «высокую» реставрацию прошли 46 ед. хр. или более 2,1 тыс. листов уникальных и особо ценных документов на бумажной основе и пергамене (Слайд 16).

Важным событием стало перемещение фондов и структурных подразделений РГАНИ в здание на Софийской набережной. В текущем году архиву предстоит перевести в новое здание документы из загородного хранилища, расположенного в Московской области, что позволит сконцентрировать все фонды в одном месте.

В рамках оказания государственных услуг впервые продолжалась последовательная работа по расширению доступа пользователей к документам Архивного фонда Российской Федерации и работа по исполнению запросов физических и юридических лиц, которая отражена на слайдах. Как видно, востребованность архивной информации продолжает расти, особенно в части тематических запросов (Слайд 17).

В читальных залах только федеральных архивов зарегистрировано свыше 15,6 тыс. пользователей и около 104 тыс. посещений, выдано свыше 781 тыс. ед. хр., в том числе 354 тыс. – подлинников (Слайд 18, слайд 19).

Слайд 16Слайд 16
Слайд 16
Слайд 17Слайд 17
Слайд 17
Слайд 18Слайд 18
Слайд 18
Слайд 19Слайд 19
Слайд 19

В целях улучшения обслуживания пользователей, расширения доступа к архивной информации для них приобретены 14 программно-аппаратных комплексов самостоятельного сканирования, а в ГА РФ и РГВИА дополнительно поставлены комплекты читальных аппаратов.

По запросам пользователей федеральными архивами изготовлено около 265 тыс. листов копий документов на бумажном носителе, около 300 тыс. образов и копий с кино-видеодокументов общей продолжительностью более 185 часов и более 7,5 тыс. – с фотодокументов. Собственными техническими средствами пользователей отснято более 142 тыс. кадров.

Слайд 20

Продолжалась работа по рассекречиванию, в результате которой рассекречено около 5 тыс. дел и 43 тыс. документов. Еще 141 дело рассекречено частично. В числе рассекреченных документы Совета Народных Комиссаров СССР (1931–1948 годы), Политбюро ЦК ВКП (б) (1937–1951 годы), Верховного Совета СССР (1951–1966 годы), МВД СССР (1935–1986 годы), Главного управления по делам литературы и издательств СССР (1935–1986 годы).

Проведено пополнение Базы данных рассекреченных дел и документов, которая в настоящее время содержит информацию о более 91 тыс. дел и почти 10,5 тыс. документах из 9 федеральных архивов (Слайд 20).

В целях расширения доступа к документам Архивного фонда Российской Федерации и их популяризации активно реализовывалась выставочная деятельность – на федеральном уровне это 54 проекта (Слайд 21). Кроме того, федеральные архивы приняли участие в подготовке еще 135 и разместили на своих сайтах в сети «Интернет» 38 виртуальных проектов.

В числе наиболее значимых проектов:

  • «Последняя императрица. Документы и фотографии». Впервые в полном объеме представлены более 60 тыс. листов документов и фотографий из личного фонда Александры Федоровны, которые демонстрировались большей частью в цифровом формате на интерактивных панелях. На сайте Росархива в разделе «Кинозал» размещен документальный фильм об Александре Федоровне, основанный на архивных документах, фотографиях и кинохронике;

  • «1917 год. Рисунки художника Ю.К. Арцыбушева». Наследие мастера репортажного портрета впервые столь полно представлено широкой общественности;

  • «Ленин» из цикла выставочных проектов «Лидеры советской эпохи». Представлено более 800 документов в подлинниках и в электронном формате, около 60 мемориальных вещей и 50 музейных предметов, многие из которых выставлялись впервые;

  • «Романовы и Папский престол: 1613–1917. Россия и Ватикан». Многоплановая экспозиция включала более 200 раритетов – уникальных исторических документов, мемориальных вещей, произведений искусства, среди которых представлены живописные полотна и гравюры известных мастеров, памятные медали, богослужебные предметы, облачения духовенства;

  • «Петроград. Октябрь. 25-е». Впервые широкой публике представлены свыше 400 документальных свидетельств, отражающих драматический путь, пройденный Россией от февраля к октябрю 1917 года.

В Новом Манеже проведена выставка «1942. В штабах Победы», а в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации – «Революция в России 1917 года и мир». Представленные в экспозиции документы отразили драматический выбор пути развития страны в 1917 году.

Продолжалось сотрудничество Росархива с Управлением Президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, в рамках которого совместно были подготовлены и открыты историко-документальные выставки в Астане, Ташкенте и Ереване. Все эти экспозиции сопровождались приветственными словами Президента Российской Федерации В.В. Путина и соответственно президентов Казахстана Н.А. Назарбаева, Узбекистана Ш.М. Мирзиеева и Армении – С.А. Саргсяна (Слайд 22).

Слайд 21Слайд 21
Слайд 21
Слайд 22Слайд 22
Слайд 22

Важное место в деятельности Росархива занимала организация подготовки сборников документов по актуальной исторической тематике, некоторые из которых представлены на слайдах (Слайд 23).

Мы существенно пополнили сайты «Документы советской эпохи», «Победа. 1941–1945», Интернет-проект «Архивы – школе», также разместили в сети «Интернет» новые, такие как, «Советский спутник – первый в мире!» (к 60-летию запуска искусственного спутника Земли), «Сталинград», посвященный 75-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в ходе Сталинградской битвы (Слайд 24).

Слайд 23Слайд 23
Слайд 23
Слайд 24Слайд 24
Слайд 24

Обеспечивалась реализация комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности архивного дела, повышение качества работы, снижение ресурсных издержек, увеличение поступлений от приносящей доход деятельности за счет расширения её спектра и объемов. Все работники федеральных архивов переведены на «эффективный контракт». Целевые индикаторы и показатели Росархива за 2017 год в целом выполнены.

Слайд 25

Объем средств федерального бюджета, выделенных Росархиву в 2017 году, остался практически на уровне 2016 года и составил 2 522,4 млн. руб., что отражено на слайде (Слайд 25).

Их кассовое исполнение превысило 97%. При этом только центральным аппаратом Росархива проведено 140 закупок различных товаров, работ и услуг, в том числе 57 – на конкурсной основе.

По итогам исследования национального рейтинга прозрачности закупок Росархив вошел в число заказчиков федерального уровня, достигших оценки – «высокая» в сфере закупочной деятельности, заняв 22 место.

За счет внебюджетной деятельности федеральными архивами в бюджет государства перечислено свыше 264 млн. руб. или 116% от планового задания.

Средняя заработная плата работников федеральных архивов (с учетом выплат стимулирующего характера во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597) составила в среднем 45,0 тыс. руб., в том числе в расположенных в г. Москве − 49,41 тыс. руб. или 78 % от уровня средней зарплаты по столице, в г. Санкт-Петербурге – 40,26 (80%), г. Красногорске (Московская область) – 34,19 (83%). В федеральных архивах, находящихся в городах Самаре, Владивостоке, Ялуторовске − превысила уровень, установленный «дорожной картой» на 2017 год (90% от среднего уровня заработной платы по соответствующему региону), достигнув соответственно 28,17 тыс. руб. (107%), 40,1 тыс. руб. (123%), 36,77 тыс. руб. (99%).

Слайд 26

В целом удалось сохранить стабильность кадрового состава архивных учреждений. Списочный состав работников федеральных архивов остался неизменным, а в целом по архивной отрасли увеличился на 240 штатных единиц и составил 19,4 тыс. чел (Слайд 26).

В соответствии с Планом НИОКР, выполняемых ВНИИДАД на основе государственного задания, велись работы по 11 темам, некоторые из которых представлены на слайде (Слайд 27).

Институтом проведен мониторинг документооборота в федеральных органах исполнительной власти, анализ состояния организации документооборота и изменений его структуры в связи с переходом на безбумажный документооборот.

Определенные подвижки произошли в части внедрения информационных технологий. Закончена 2-я очередь работ по созданию информационной системы удаленного использования копий архивных документов и справочно-поисковых средств к ним. Модернизированы официальные сайты Росархива, РГАФД, обновлен дизайн официальных сайтов ряда федеральных архивов.

По состоянию на 1 января 2018 г. в Центральный фондовый каталог включена информация о почти 855 тыс. фондов свыше 2 тыс. государственных и муниципальных архивов, что составило более 85% от их общего количества, поставленного на государст-венный учет (Слайд 28).

Слайд 27Слайд 27
Слайд 27
Слайд 28Слайд 28
Слайд 28

В формат электронной базы данных переведены описи фондов 5 федеральных архивов (РГАЛИ, РГАСПИ, РГАЭ, РГВА, РГВИА), составляющие в общей сложности более 1,5 млн. заголовков.

Слайд 29

Реализовывались соглашения и планы сотрудничества Росархива с учреждениями зарубежных стран и международными организациями архивистов (Слайд 29).

В рамках развития сотрудничества со странами СНГ состоялись XVIII общая конференция Евро-Азиатского регионального объединения МСА и научная конференция «Современные проблемы в области комплектования архивов в Ереване», очередные российско-армянская и российско-белорусская встречи архивистов. Достигнута договоренность о создании российско-казахской комиссии по сотрудничеству в области архивов.

Возобновлена работа Совместной российско-венгерской комиссии по сотрудничеству в области архивов. В Будапеште состоялось ее очередное заседание, утвержден План совместных действий на ближайшие четыре года.

Ряд научных мероприятий (круглый стол, семинар, презентация сборника документов, открытие историко-документальной выставки подготовлен и проведён в Москве в сотрудничестве с Национальным архивом Финляндии.

На азиатском направлении развивались отношения с традиционными партнерами − архивными службами Вьетнама, Монголии и Китая. В сотрудничестве с вьетнамскими коллегами в Москве и Ханое прошли мероприятия, посвященные 100-летию революции в России.

Проведено I-е заседание Российско-Китайской подкомиссии (ранее Рабочей группы) по сотрудничеству в области архивов в Сучжоу, КНР. В порядке реализации Плана работы Подкомиссии на 2016–2020 годы в городах Сучжоу и Шэньчжэнь экспонировалась совместная выставка архивных документов «Шелковый путь» о становлении российско-китайских торговых и культурных связей, в открытии которой участвовали Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец и Заместитель Председателя Госсовета Китая Лю Яньдун.

Подписан Меморандум о сотрудничестве между Росархивом и Государственным архивом Израиля.

Более подробно итоги деятельности по всем направлениям и задачи на среднесрочную перспективу изложены в полученной вами брошюре.

Благодарю за внимание.

 


     © Росархив 2009–2018.
     Условия использования материалов

     Дистрибутивы программ

     Поддержка сайта:
     support@archives.ru

Рассылка Новости портала Архивы России Журнал 'Вестник архивиста' Архив кинохроники и документальных фильмов Международный совет архивов