Добро пожаловать на официальный сайт Росархива  

Поиск документов по реквизитам

Доклад Руководителя Федерального архивного агентства, доктора исторических наук А.Н.Артизова на расширенном заседании коллегии Росархива (Москва, 14 марта 2012 г.)

Страница для печативерсия PDF

Об итогах работы Федерального архивного агентства
и подведомственных ему учреждений за 2011 г.
и задачах на 2012 г.

Информационное сообщение о расширенном заседании коллегии Росархива
(Москва, 14 марта 2012 г.)

 

 

Слайд 1
Слайд 1

В истекшем году архивисты России в целом обеспечили сохранение, пополнение и использование нашей национальной памяти – документов Архивного фонда Российской Федерации.

Сохранена и получила дальнейшее развитие система публичных архивов, т.е. архивов, финансируемых за счет средств налогоплательщиков. Эта система по-прежнему разделена на три уровня: федеральный, субъектов Российской Федерации и муниципальный.

Слайд № 1 показывает общие объемы архивных документов по данным последней паспортизации по состоянию на 1 января 2010 г. с разбивкой по федеральным, региональным и муниципальным архивам, а также государственным музеям и библиотекам, организациям Российской академии наук и ведомственным архивам, которые по закону имеют право постоянно или депозитарно хранить документы. Как видите, общий объем Архивного фонда России превышает 494 млн. ед. хр.

Перечень органов власти и организаций, хранящих документы Архивного фонда Российской Федерации демонстрирует слайд № 2. Добавлю, что по состоянию на 1 января 2012 г. в стране действует почти 2,6 тыс. государственных и муниципальных архивов, содержащихся за счет бюджетных средств. В этих архивах работает примерно 14,8 тыс. сотрудников. За работу архивов федерального уровня непосредственно отвечает Росархив.


Слайд 2

Слайд 2

Слайд 3
Слайд 3

Слайд № 3 показывает, что общие объемы бюджетной поддержки федеральных архивов в 2010–2012 гг., хотя и остаются скромными, но заметно увеличились.

Это вызвано происходящей бюджетной реформой, реализацией Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ. Как известно, федеральные архивы распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2011 г. № 65-р отнесены к числу казенных учреждений с сохранением основных целей их деятельности и предельной штатной численности. С 1 января 2012 г. закрыты внебюджетные счета федеральных архивов, все доходы от платных работ и услуг поступают непосредственно в федеральный бюджет. При этом в ведении Росархива остались организации научного и обслуживающего профиля, которые отнесены к типу бюджетных учреждений.

Федеральному примеру последовало большинство субъектов Российской Федерации, изменив тип региональных архивных учреждений на казенные. Что касается муниципальных архивов, то в подавляющем количестве – это структурные подразделения органов местного самоуправления, а их работники – муниципальные служащие.

Росархив подготовил и утвердил все нормативные документы, разработка которых предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» Среди них, в частности, новые редакции уставов подведомственных учреждений; ведомственный перечень государственных услуг (работ); первоначальные нормативы затрат на оказание услуг физическим и юридическим лицам; перечни недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепляемого за федеральными бюджетными учреждениями. Федеральным бюджетным учреждениям установлены государственные задания (для казенных формирование государственного задания нами не планируется; эту задачу выполняют представляемые в Росархив на согласование планы работы архивов, к которым должны составляться – разумеется, с учетом норм выработки – обоснованные расчетные части, отражающие загруженность трудовых коллективов архивов).

В этой связи хотел бы особо подчеркнуть, что вступление в силу в полном объеме Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ ставит в первоочередную повестку дня повышение эффективности работы и производительности труда архивистов. В этих целях в текущем году на основе расчетных частей к годовым планам федеральных архивов будет проведен скрупулезный анализ их производственной загруженности и использования бюджета рабочего времени, выработаны рекомендации по устранению диспропорций в штатной обеспеченности тех или иных федеральных архивов. В условиях принятых Правительством России решений об ограничениях в наращивании численности работников бюджетного сектора, мы вынуждены искать внутренние резервы роста и поэтому все больше внимания будем уделять вопросам экономики архивного дела. Кстати говоря, здесь нам не обойтись без помощи отраслевого НИИ документоведения и архивного дела, который в прошлом году на основании заключения Комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих НИОКР гражданского назначения, отнесен к научным организациям – лидерам.

Понятно также, что в современных условиях вопросы оплаты труда и социальной защищенности архивистов приобрели первостепенное значение. При формировании бюджета на 2012 и последующие годы эти вопросы для нас, без преувеличения, стали главной заботой, поскольку с нынешнего года возможности доплат руководителям и специалистам архивов из внебюджетных источников исчезли. Я благодарен Минфину России, который пошел нам навстречу.

Слайд 4
Слайд 4

Слайд № 4 демонстрирует положительную динамику оплаты труда федеральных архивистов за последние годы. Слайд также показывает, что в нынешнем 2012 г. бюджетный фонд оплаты труда заметно вырос, при расчете на штатную численность работников он позволяет обеспечить оплату труда в размере примерно 18 тыс. руб. в месяц, а при расчете на фактическую численность – более 24 тыс. руб. в месяц. Конечно, для Москвы и Петербурга, где расположены основные федеральные архивы, это недостаточно. Но этот уровень оплаты соответствует среднему уровню оплаты труда в российской экономике на конец прошлого года, и он существенно больше, чем раньше.

Сохранение положительной динамики, надеюсь, позволит переломить такую негативную тенденцию, как старение персонала. Недавние встречи руководства Росархива с трудовыми коллективами (а мы в феврале встретились с коллективами всех федеральных архивных учреждений) показали, что в архивах увеличивается число мужчин, а в некоторых – и молодежи. Разумеется, дело не в гендерных предпочтениях. Просто хотелось бы надеяться, что это свидетельство начавшегося перелома в кадровой сфере.

Несколько слов об улучшении материально-технической базы архивов.

Закончено строительство комплекса филиала РГАЭ в пос. Вороново быв. Московской обл., теперь это территория города Москвы (слайд № 5). В настоящее время ведутся пуско-наладочные работы, решаются вопросы газоснабжения. Ввод в эксплуатацию хранилищ примерно на 7 млн. ед. хр. позволит решить застарелую больную проблему для всех федеральных ведомств – организовать прием на хранение миллионов дел кадровой документации, остающейся там еще с советских времен.

Летом прошлого года мы запустили в эксплуатацию оснащенный современным оборудованием лабораторный корпус Центра хранения страхового фонда в г. Ялуторовске Тюменской обл. (слайд № 6). Его пуск позволяет не только улучшить обработку микрофильмов страхового фонда (производительность нового современного оборудования в 2,5 раза превышает производительность старой техники), но и открыть такое новое направление работы, как планомерное создание цифровых копий с микрофильмов.

Слайд 5 Слайд 6
Слайд 5 Слайд 6
Слайд 7
Слайд 7

В 2011 г. поставлена последняя точка в размещении Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (слайд № 7). В течение пятнадцати лет этот архив располагался в г. Владивостоке в одном здании с другим архивом, из-за тесноты две трети документов были складированы и не доступны для использования. Как это часто бывает, «два медведя в берлоге» не ужились. Не мы начали судебное разбирательство по вопросу собственности на здание. Двенадцать судебных заседаний различных инстанций, вплоть до Высшего арбитражного суда, подтвердили наши законные права (кстати, дошло до того, что пришлось подать в суд на службу судебных приставов, чтобы побудить её выполнить принятые судебные решения). Всё, закончилось, в ноябре архив получил в распоряжение все здание. Сейчас коллектив архива выполняет задачу сплошной проверки наличия всех фондов, после ее окончания документы станут доступны для пользователей.

Удалось найти достойное решение по вопросу перемещения Российского государственного архива новейшей истории, располагающегося в комплексе зданий на Старой площади. Это бывший текущий архив ЦК КПСС, который хранит уникальные документы Политбюро ЦК КПСС и многих других высших органов власти СССР. Именно сюда из Архива Президента Российской Федерации поступают фонды Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова и других советских руководителей. Я благодарен руководству страны и министру культуры А.А. Авдееву за понимание проблемы и принятое достойное решение.

Только что постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. № 186 утверждена новая ФЦП «Культура России (2012–2018 годы)». В перечень объектов для федеральных государственных нужд включено строительство комплекса зданий Российского государственного архива Великой Отечественной войны. Согласовано с заинтересованными ведомствами распоряжение Правительства Российской Федерации о создании этого архива. В текущем году нам предстоит осуществить комплекс работ по юридическому оформлению архива и подготовке к началу строительства, включая проектно-изыскательские работы.

К сожалению, по различным причинам, в том числе из-за позиции городских властей Москвы, до сих пор не удалось получить разрешение на строительство нового здания Государственного архива Российской Федерации на Бережковской наб. Эту работу мы настойчиво продолжим и дальше.

В целом, по итогам года площадь помещений федеральных архивов, оснащенных современным электрооборудованием и пожарной сигнализацией, составила соответственно 89% и 90%. Это высокие показатели.

Слайд 8
Слайд 8

Теперь о доступе к архивным документам.

На прошлой коллегии я сообщил, что эти вопросы дважды рассматривались на заседаниях Межведомственной комиссии по защите государственной тайны и специально на совместном заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию фальсификации истории в ущерб интересам России и Межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Если в 2009 г. было рассекречено всего 4,9 тыс. дел из федеральных архивов, то в 2010 г. – уже почти 11 тыс. дел, а в прошлом 2011 г. – 37,5 тыс. дел полностью и 470 дел частично (слайд № 8). Среди рассекреченных постановления Совнаркома – Совмина СССР за 1941–1956 гг., протоколы заседаний Президиума и Политбюро ЦК КПСС за 1957–1971 гг., документы Госплана и Госбанка СССР, Минвнешторга СССР и т.д. Достигнутые темпы рассекречивания, хорошее рабочее взаимодействие между аппаратами Росархива и МВК по защите государственной тайны, а также заложенный в основу работы принцип пофондового рассекречивания позволяют с оптимизмом оценивать перспективы выполнения нового пятилетнего плана по рассекречиванию документов КПСС и Правительства СССР.

Способствует расширению доступа комплектование архивов новыми ценными документами.

В истекшем году федеральные архивы приняли почти 100 тыс. дел управленческой и научно-технической документации. В частности, в ГАРФ поступили документы Правительства Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Минюста России, Минтранса России, Росстата и др., в РГАЛИ – Минкультуры РСФСР, Союза писателей СССР, Союза художников РСФСР, в РГАНИ – Политбюро ЦК КПСС за 1966–1990 гг., материалы съездов, пленумов, конференций и другие документы из Архива Президента Российской Федерации. Среди принятых документы и книги личного происхождения А.С. Пушкина, А.И. Герцена, В.М. Гаршина, П.А. Вяземского, Ф.Н. Глинки, актера Михаила Ульянова. Завершена длительная эпопея по возвращению из Нидерландов уникальной архивной коллекции русского авангарда, принадлежавшей Н.И. Харджиеву (это 1427 ед. хр. с подлинными материалами А. Крученых, Эль Лисицкого, К. Малевича, М. Ларионова, О. Мандельштама, В. Хлебникова и др.).

Что касается использования документов, то остановлюсь лишь на самых ярких примерах.

Слайд 9
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 10

Портал «Архивы России», на котором размещены официальный сайт Росархива и другие архивные сайты, по итогам общественного мониторинга на предмет информационной открытости сохранил достойное 5-е место среди всех сайтов федеральных органов исполнительной власти. Число его уникальных посетителей осталось на прежнем высокое уровне, который был достигнут в 2010 г. в связи с размещением цифровых образов документов по Катыни (слайд № 9).

Как мы обещали, на портале размещена и с января нынешнего года стала доступна пользователям первая часть открытого модуля общероссийской БД о фондах, хранящихся в государственных и муниципальных архивах (так называемый Центральный фондовый каталог). Она дает возможность поиска информации о 73 тыс. фондах федеральных архивов. В 2012 г. к ней будут присоединены сведения о десятках тысяч фондов региональных архивов.

Получила согласование Минкомсвязи России специальная ведомственная программа информатизации, которая предусматривает комплекс мероприятий по расширению доступа к архивам, активизации роли Росархива в вопросах внедрения электронного документооборота.

В целях сокращения сроков и повышения качества исполнения социально-правовых запросов граждан (ежегодно федеральные архивы исполняют около 30 тыс. таких запросов) начата работа по созданию Справочно-информационного центра федеральных архивов на базе РГАНТД в г. Москве. Место выбрано не случайно: оно рядом с расположением службы «одного окна» Главархива г. Москвы, чтобы посетителям в случае необходимости пришлось пройти лишь несколько десятков шагов. Да и от филиала РГАЭ в Вороново, где будет сосредоточена вся документация по личному составу бывших союзных и республиканских ведомств, это самая близкая точка. Концепцию создания Центра предстоит рассмотреть на заседании коллегии Росархива в июне текущего года, а вопросы его материально-технического оснащения заложены в планах мероприятий новой ФЦП «Культура России (2012–2018 гг.)».

Мы продолжили подготовку сборников документов по злободневным и острым сюжетам отечественной и всемирной истории (слайд № 10).

К вышедшему в двух частях  тому 1-му серии «Голод в СССР» добавлен том 2-й, который сдан в издательство, выход ожидается со дня на день. Полным ходом идет работа над последним 3-м томом.

Завершен и сдан в издательство 2-х томный сборник «Украинские националистические организации в годы Второй мировой войны. 1939–1945». В сборник включено более 500 документов из семи архивов Российской Федерации и восьми зарубежных архивов Германии, Польши, Украины и Белоруссии. 76% документов публикуются впервые. Подлинные документы дают ответ на актуальный вопрос: кто они – герои или коллаборационисты – Степан Бандера, Андрей Мельник и их последователи?

Активно ведется подготовка сборника документов к 230-летию Георгиевского трактата и событий, связанных с присоединением Грузии к Российской империи; первого сборника из серии об экономических связях прибалтийских республик с союзным Центром; о деятельности российских коллаборационистов – РОА и её главы генерала Власова.

Отдельно необходимо сказать о работе, где у Росархива нет достаточных полномочий, но которую по факту нам приходится выполнять. Это работа в сфере делопроизводства и электронного документооборота.

По поручению Правительства Российской Федерации при взаимодействии с Минкомсвязи России и Минэкономразвития России подготовлены и утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2011 г. № 751 изменения в Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, с учетом особенностей работы с электронными документами.

В целях выполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2011 г. № 176-р и методического обеспечения подготовки федеральными органами исполнительной власти перечней документов, создание, хранение и использование которых должно осуществляться в форме электронных документов при организации внутренней деятельности, приказом Росархива от 29 апреля 2011 г. № 32 утверждены соответствующие Методические рекомендации. Именно в отношении включенных в эти перечни документов с 1 января 2012 г. должен осуществляться безбумажный документооборот.

Проведенный Росархивом с участием Минкомсвязи России и Минэкономразвития России мониторинг перехода федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот показывает, что определенная работа в этом направлении проведена. Большинство федеральных органов власти согласовали с Росархивом перечни документов, создание, хранение и использование которых должно осуществляться в форме электронных документов, и разработали ведомственные планы поэтапного перехода на безбумажный документооборот.

Вместе с тем, 22 федеральных органа исполнительной власти не утвердили такие перечни; а 28 федеральных органов не представили в Росархив доклады об утверждении ведомственных планов поэтапного перехода на безбумажный документооборот. Подавляющая часть ведомств не обеспечила должностных лиц электронными подписями.

Кроме того, многие федеральные органы власти не смогли провести работу по созданию (модернизации) систем электронного документооборота. Это произошло, в частности, по следующим причинам.

Во-первых, приказ Минкомсвязи России от 02.09.2011 № 221, которым утверждены «Требования к информационным системам электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, учитывающие, в том числе необходимость обработки посредством данных систем служебной информации ограниченного распространения», был зарегистрирован Минюстом России только 15 ноября 2011 г.

Во-вторых, сжатые сроки исполнения ряда позиций распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2011 г. № 176-р не учли установленные нормативными правовыми актами процедуры, связанные с разработкой и модернизацией информационных систем (это подготовка технического задания, проведение торгов, заключение государственного контракта, монтаж и налаживание оборудования, проведение опытной эксплуатации разработанной или модернизированной СЭД, ее аттестация по требованиям безопасности, развертывание удостоверяющих центров и их аккредитация, обеспечение должностных лиц средствами электронной подписи и т.д.).

В третьих, действующие в федеральных органах исполнительной власти системы электронного документооборота имеют разнотипные программно-аппаратные платформы и технические решения («Дело», «DocVision (DigitalDesign)», «Documentum», «Босс-Референт», АСУ «Делопроизводство», «КОДАХ», АСД «ЛанДокс», АС «УКИД», Open-Text и др.), зачастую несовместимые друг с другом. Некоторые федеральные органы исполнительной власти вообще не имеют систем электронного документооборота или имеют системы ненадлежащего качества и нуждаются в значительных финансовых средствах на их модернизацию. Планируемые расходы на создание, развитие и эксплуатацию ведомственных СЭД в 2012 году исчисляются в сумму более 1.326 млн. руб., на 2013 год – 724 млн. руб., на 2014 год – 574 млн. руб. Средняя стоимость создания СЭД для одного ведомства составляет порядка 17 млн. руб. (от 5 до 30 млн. руб.). Кроме того, на доработку и развитие СЭД ежегодно в среднем ведомства закладывают порядка 5 млн. руб., а эксплуатационные расходы в среднем составляют 5 млн. руб.

В связи с изложенным, следует констатировать, что переход федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при их внутренней деятельности далеко не завершен и при сохранении нынешнего положения дел будет, как минимум, продолжен в текущем 2012 г.

Дальнейшие перспективы перехода федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот, как представляется, зависят от способности государства реализовать комплексный, системный подход в решении вышеназванной проблемы.

В этой связи важнейшее значение приобретает выполнение поручения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2011 г. № ВВ-П10-74-84 о проработке вопросов наделения соответствующего федерального органа исполнительной власти полномочиями по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере делопроизводства и архивного дела, а также о создании системы электронного документооборота по принципу «программное обеспечение как услуга».

Минкомсвязь России в настоящее время проводит работы по созданию прототипа сервиса электронного документооборота по модели «Программное обеспечение как услуга» (SaaS) на базе национальной платформы распределенной обработки данных. По предварительной оценке бюджетные расходы на такой облачный сервис, включая стоимость инфраструктуры как услуги, обеспечения информационной безопасности, консультационной поддержки, хранения данных и каналов передачи данных, будут иметь существенную экономию. К тому же ведомствам не придется тратить средства на разработку и модернизацию собственных СЭД. При этом за реализацию технологической политики внедрения такой СЭД готова отвечать Минкомсвязь России, а за методологию – нет.Считают, что это должно делать ведомство, ответственное за делопроизводство и архивы.

Так что, вольно или невольно, но мы подходим к вопросу правового статуса архивной и делопроизводственной службы, её роли и функций. Это особенно актуально в связи с предстоящим утверждением новой системы федеральных органов исполнительной власти. Поскольку позиция руководства Росархива по данной проблеме неоднократно озвучивалась, специально комментировать её я не буду.

Более подробные сведения об итогах работы российских архивов и задачах на будущее изложены в материалах, которые были розданы перед началом заседания.

     © Росархив 2009–2016.
     Условия использования материалов

     Дистрибутивы программ

     Поддержка сайта:
     support@archives.ru

Яндекс.Метрика
Рассылка Новости портала Архивы России Журнал 'Вестник архивиста' Архив кинохроники и документальных фильмов Международный совет архивов