Справка об итогах паспортизации архивов организаций, осуществляющих временное и депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации

Страница для печативерсия PDF

СПРАВКА
об итогах паспортизации архивов организаций,
осуществляющих временное и депозитарное хранение
документов Архивного фонда Российской Федерации

 

В соответствии с Регламентом государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации в 2009 году была проведена паспортизация архивов организаций, выступающих в качестве источников комплектования федеральных государственных архивов, государственных архивов  субъектов Российской Федерации, муниципальных архивов, а также архивов федеральных органов исполнительной власти и федеральных организаций, осуществляющих депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации.

По итогам проведенной паспортизации в Росархив по установленным формам поступили сведения от всех комплектующихся федеральных государственных архивов, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела (за исключением Республики Ингушетия и Чеченской Республики), а также федеральных органов исполнительной власти[1] (за исключением СВР) и федеральных организаций, осуществляющих депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации[2].

Установлено, что по состоянию на 1 декабря 2009 г. объем Архивного фонда Российской Федерации, находящегося на временном и депозитарном хранении, составил 229 млн. 578 тыс. 221 ед.хр. Из общего количества 61 420 619 ед.хр. хранится в организациях – источниках комплектования государственных и муниципальных архивов; 101 021 240 ед.хр. – в архивах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих депозитарное хранение; 67 136 362 ед.хр. – в отраслевых фондах. По видам документации объем Архивного фонда Российской Федерации распределяется следующим образом: управленческой – 106 009 867 ед.хр.; научно-технической – 70 106 658 ед.хр.; фотодокументов – 35 892 455 ед.хр., кинодокументов – 545 495 ед.хр., фонодокументов – 1 244 881 ед.хр., видеодокументов – 163 982 ед.хр., документов на машинных носителях – 580 331 ед.хр., других документов – 15 034 552 ед.хр. Кроме этого на ведомственном хранении находится 122 411 897 ед.хр. документов по личному составу.

Анализ представленных сведений показал, что по состоянию на 01.12.2009 в списках – источниках комплектования государственных и муниципальных архивов управленческой документацией состояло 106 979 организаций, из них:

  • профиля федеральных государственных архивов – 1 852,

  • профиля государственных архивов субъектов Российской Федерации – 21 341,

  • профиля муниципальных архивов – 83 786.

По сравнению с данными предыдущей паспортизации, проведенной в 2006 г., количество организаций – источников комплектования государственных и муниципальных архивов в целом по Российской Федерации сократилось на 3 512 организаций или на 3%, причем сокращение произошло как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Количество организаций – источников комплектования государственных архивов субъектов Российской Федерации сократилось на 897 или на 4%, муниципальных архивов на 2 434 или на 2,8%. Количественный состав организаций – источников комплектования федеральных государственных архивов управленческой документацией уменьшился на 181 организацию или на 8,9%.

Следует отметить, что сокращение количества организаций – источников комплектования произошло в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации (лишь в 27 субъектах Российской Федерации их количество несколько увеличилось), что позволяет сделать вывод о том, что наметилась устойчивая тенденция к сокращению количества источников комплектования государственных и муниципальных архивов: на 1 декабря 2000 г. количество источников комплектования было 123 263, а по состоянию на 1 декабря 2009 г. их количество уменьшилось на 16 000 (или на 13%).

Сокращение количественного состава организаций – источников комплектования государственных и муниципальных архивов связано с теми изменениями, которые происходили и происходят в политической, экономической, социальной и других сферах общественной жизни и обусловлены, прежде всего, проведением административной реформы и реформы органов местного самоуправления, повлекшими за собой ликвидацию и реорганизацию целого ряда органов и организаций.

Так, например, в Удмуртской Республике из списков источников комплектования было исключено 332 организации – в основном сельскохозяйственные предприятия и предприятия ЖКХ в связи с ликвидацией и реорганизацией, в Рязанской области сокращение количества источников комплектования произошло за счет исключения из списков представительных органов местного самоуправления 30-ти городских и 254 сельских поселений в связи с объединением представительных и исполнительных органов.

Еще одной причиной сокращения количественного состава источников комплектования явилось практически повсеместное исключение из списков  негосударственных организаций, ликвидированных в ходе банкротства. Кроме этого, из списков исключались и негосударственные структуры, полностью передавшие на постоянное хранение документы Архивного фонда Российской Федерации, относящиеся к государственной или муниципальной собственности, и отказавшиеся продолжать работу с архивными учреждениями на договорной основе. Из списков организаций – источников комплектования государственных и муниципальных архивов также были исключены негосударственные организации, не соблюдавшие условия договоров о сотрудничестве.

В связи с этим количество негосударственных структур в списках организаций – источников комплектования сократилось по сравнению с 2006 г. на 4 187 или на 20% и составляет 19 333 организации или 18% от общего количества источников комплектования.

В отдельных регионах из списков организаций – источников комплектования государственных и муниципальных архивов исключались территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и федеральные организации (в Свердловской области территориальные органы федеральных органов исполнительной власти исключены из списков источников комплектования архивных отделов некоторых муниципальных образований).

Сократилось и количество организаций – источников комплектования научно-технической документацией – с 3 871 до 3 580, т.е. на 12%. Сокращение произошло как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Наибольшее сокращение произошло в составе источников комплектования РГАНТД с 779 в 2006 г. до 674 в 2009 г., т.е. на 13,5%. Сокращение объясняется исключением из списков источников комплектования архивов ликвидированных организаций, негосударственных структур, полностью передавших на постоянное хранение документы, созданные до момента приватизации, и отказавшихся продолжать работу с архивными учреждениями на договорной основе, государственных и негосударственных организаций, утративших в результате реорганизаций статус самостоятельных юридических лиц, а также организаций, не имеющих на хранении научно-техническую документацию, относящуюся к составу Архивного фонда Российской Федерации.

Отчеты архивных учреждений свидетельствуют о том, что работа по включению в списки вновь созданных организаций проводится практически повсеместно. Однако количество организаций, исключенных из списков, значительно превалирует над количеством включенных.

Сократилось количество объединенных ведомственных архивов с 337 до 269, т.е. на 20%. Сокращение количества объединенных ведомственных архивов (в среднем на 1–3 ОВА) произошло в 32 субъектах Российской Федерации. Причины сокращения – ликвидация и реорганизация органов и организаций, при которых они существовали.

Количество архивов по личному составу при администрациях сократилось со 159 до 138, т.е. на 13%, причем сокращение произошло в 7 субъектах Российской Федерации. Наибольшее сокращение таких архивов (с 20 до 2) произошло в Республике Коми, т.к. эти архивы вошли в систему органов управления архивным делом муниципальных образований.

Представленные сведения характеризуют обеспеченность организаций номенклатурами дел и инструкциями по делопроизводству, помещениями под архив, штатными сотрудниками архивов. Так, по состоянию на 01.12.2009 согласованными номенклатурами дел было обеспечено 89 826 организаций или 84%, инструкциями по делопроизводству – 512 организаций или 63%. По сравнению с 2006 г. эти показатели выросли лишь на 1%. Обеспеченность архивов организаций помещениями и штатными работниками составили соответственно 39% и 9,6%. По сравнению с 2006 г. увеличилось лишь количество организаций, имеющих штатных работников (с 8% до 9,6%). Обеспеченность архивов организаций помещениями осталась на прежнем уровне. Процент организаций, полностью подготовивших документы к передаче на постоянное хранение, остался на прежнем уровне и составил 60%.

По учетным сведениям в организациях – источниках комплектования государственных и муниципальных архивов хранится:

  • 16,8 млн. ед. хр. постоянного хранения управленческой документации, из них:

  • профиля федеральных государственных архивов – 1,8 млн. ед.хр.,

  • профиля государственных архивов субъектов Российской Федерации – 8,1 млн. ед.хр.,

  • профиля муниципальных архивов – 6,3 млн. ед.хр.;

  • в объединенных ведомственных архивах и межведомственных архивах – 702,7 тыс. ед.хр.

По сравнению с 2006 г. объем дел постоянного хранения управленческой документации, находящейся на временном хранении в организациях, в целом по Российской Федерации увеличился на 525 125 ед.хр. или на 3%. Так, например, в Вологодской области количество дел увеличилось за счет включения в списки организаций – источников комплектования таких крупных организаций, как ООО «Вологодский станкостроительный завод», ОАО «Лесопромышленный концерн «Кипелово» и других. На увеличении количества дел в ведомствах сказывается также недостаток резервных площадей в государственных и муниципальных архивах. Так, загруженность архивохранилищ в ряде муниципальных архивов Удмуртской Республики составляет более 90%, и они в настоящее время ориентированы на прием документов от ликвидированных организаций. В Рязанской области увеличение объемов дел в ведомствах связано с ограниченными возможностями по приему документов в связи с отсутствием свободных площадей в областном архиве и загруженностью архивохранилищ муниципальных архивов на 100%. Кроме этого, к увеличению объемов дел, находящихся на ведомственном хранении, ведет рост ежегодного документообразования в организациях – источниках комплектования, что отмечают ГАРФ, РГАЛИ, а также многие уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела. 

Объем ежегодного документообразования по состоянию на 01.12.2009 составил 1 млн. 318 тыс. ед.хр. По сравнению с 2006 г. он возрос в целом по Российской Федерации на 202,4 тыс. ед.хр. или на 18%. Однако, учитывая, что количество организаций в списках источников комплектования государственных и муниципальных архивов значительно сократилось, то на основе математических расчетов можно сделать вывод о том, что в среднем в одной организации объем ежегодного документообразования реально увеличился на 23%.

Так, например, в организациях – источниках комплектования федеральных государственных архивов (а их количество по сравнению с 2006 г. сократилось) объем ежегодного документообразования увеличился на 11 978 ед.хр. или на 27%, и составляет по последним данным 55 383 ед.хр.

Объем дел, подготовленных к передаче на постоянное хранение, по состоянию на 01.12.2009, составляет 12 млн. 347 тыс. ед.хр. или 73%. Этот показатель можно считать стабильным, поскольку за последние 10 лет в целом по Российской Федерации он держится на уровне 71–73%.

Вместе с тем в 28 субъектах Российской Федерации процент дел, внесенных в описи и утвержденных ЭПК уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, превышает 90%. Так, например, в Республике Хакасия он составляет 95%, в Республике Карелия – 97%, в Псковской области – 99,5%, Краснодарском крае – 99%, Алтайском крае - 96,8%, в Новгородской области – 98% и т.д. В то же время в 10 субъектах Российской Федерации этот показатель крайне низок (Республика Якутия – 19,4%, Республика Тыва – 24,5%, Республика Дагестан – 29,5%, Кабардино-Балкарская Республика – 21,2%). В целом по субъектам Российской Федерации процент дел, внесенных в описи, утвержденные ЭПК уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, составил 78%.

В организациях – источниках комплектования федеральных архивов процент дел управленческой документации, подготовленных к передаче на постоянное хранение, составляет 37%. (по сравнению с предыдущей паспортизацией этот показатель улучшился лишь на 1%), из них:

  • профиля ГАРФ – 36%, (по федеральным органам исполнительной власти, выступающих источниками комплектования ГАРФ, процент дел, подготовленных к передаче на постоянное хранение, значительно выше и составляет 64,1%),

  • профиля РГАЭ – 54%,

  • профиля РГАЛИ – 37%,

  • профиля РГАНТД – 14%,

  • профиля филиала РГАНТД – 58%.

Объем дел управленческой документации, хранящейся в организациях сверх установленного срока, составляет 4,2 млн. дел в целом по Российской Федерации, из них:

  • профиля федеральных архивов – 737,5 тыс. ед.хр. (было 816,1),

  • профиля госархивов субъектов РФ – 2 382,9 тыс. ед.хр. (было 2 694,8),

  • профиля муниципальных архивов – 793,8 тыс. ед.хр. (было 804,4),

  • в объединенных ведомственных архивах – 265,9 тыс. ед.хр. (было 291,3).

По сравнению с 2006 г. объем дел управленческой документации, хранящейся в организациях сверх установленного срока, уменьшился на 436,4 тыс. ед.хр. – впервые за последние 20 лет. Уменьшение произошло в результате получения государственными и муниципальными архивами дополнительных площадей для приема архивных документов, а также за счет изыскания внутренних резервов. Так, например, уменьшился объем дел, хранящихся сверх установленного срока в организациях – источниках комплектования государственных и муниципальных архивов Удмуртской Республики. Положительную роль в этом сыграл пуск в 2007 г. в эксплуатацию части площадей нового здания ГУ «Центральный государственный архив Удмуртской Республики», выделение и освоение дополнительных площадей в некоторых муниципальных архивах, а также внедрение метода индикативного управления в архивной отрасли, когда значения показателя «Удельный вес документов Архивного фонда Удмуртской Республики, хранящихся в организациях с нарушением законодательно установленных сроков их временного хранения» были утверждены в Индикативном плане социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2012 г.

Наибольшие объемы дел сверх установленного срока хранятся в организациях – источниках комплектования ГАРФ (482,4 ед.хр.), государственных архивов Санкт-Петербурга (290,3 тыс. ед.хр.), Саратовской области (232,5 тыс. ед.хр.), Республики Башкортостан (171,7 тыс. ед.хр.), Кировской области (79,8 тыс. ед.хр.), РГАЭ (161,9 тыс. ед.хр.), Рязанской области (153,0 тыс. ед.хр.), РГАЛИ (149,9 тыс. ед.хр.), Ростовской области (133,9 тыс. ед.хр.), Тульской области (131,8 тыс. ед.хр.), Воронежской области (111,2 тыс. ед.хр.) и т.д.

Причины носят объективный характер – предельная загруженность федеральных государственных архивов, целого ряда государственных архивов субъектов Российской Федерации и муниципальных архивов, а также внеплановый досрочный прием документов, в т.ч. по личному составу, от ликвидированных структур.

На ведомственном хранении в организациях хранилось 103,7 млн. дел по личному составу. По сравнению с 2006 г. объем хранящихся дел по личному составу увеличился на 1,1 млн. дел. Так, в Москве объем дел по личному составу в объединенных ведомственных архивах увеличился на 1 222 794 в результате приема в эти архивы документов организаций подведомственной сети, в Вологодской области объем дел по личному составу возрос на 162 319 за счет большого числа личных дел безработных в центрах занятости населения, а также за счет включения в паспорта организаций пенсионных дел. Увеличение объема дел по личному составу в организациях произошло и в других субъектах Российской Федерации – в Чувашской Республике, Республике Мордовия, в Свердловской, Тульской, Курганской, Кемеровской и других областях.

Внесено в описи, согласованные с ЭПК, 65,9 млн. дел или 64%. По сравнению с 2006 г. данный показатель уменьшился на 2% в связи с приемом документов по личному составу в государственные и муниципальные архивы от ликвидированных организаций.

Объем дел, находящихся на хранении в организациях – источниках комплектования государственных и муниципальных архивов научно-технической документацией, по состоянию на 01.12.2009 составлял 41,9 млн. ед.хр. По сравнению с 2006 г. он сократился на 6,5 млн. ед.хр. или на 13%. Сокращение произошло, прежде всего, за счет исключения из списков источников комплектования РГАНТД и государственных архивов субъектов Российской Федерации ликвидированных организаций, проведения экспертизы ценности, отбора и приема документов на постоянное хранение. К передаче на постоянное хранение подготовлено 450 477 ед.хр. Объем научно-технической документации, хранящейся сверх установленного срока, уменьшился и составляет по состоянию на 01.12.2009 756 528 ед.хр. Уменьшение данного показателя связано с приемом научно-технической документации на постоянное хранение, а также с непредставлением многими организациями – источниками комплектования научно-технической документацией паспортов архивов. Так, например, несмотря на направление бланков паспортов во все организации – источники комплектования, в РГАНТД из 674 организаций представили паспорта только 205 организаций или 30,4%, в филиал РГАНТД в г. Самаре  из 600 организаций – 270 или 45%, в ЦАНТД Москвы из 78 организаций – 36 или 46% и т.д.

По состоянию на 01.12.2009 в списках организаций – источников комплектования государственных и муниципальных архивов кинодокументами состояло 45 организаций, фотодокументами – 905, фонодокументами – 161, видеодокументами – 177.

По сравнению с данными 2006 г. количественный состав организаций, хранящих кино-, фото- и фонодокументы, значительно уменьшился, состав организаций, хранящих видеодокументацию, существенно не изменился (в 2006 г. было 179, в 2009 г. – 177).

Уменьшение количества организаций – источников комплектования кинодокументами на 32  произошло в результате исключения их из списков источников комплектования в 11 субъектах Российской Федерации. Так, например, в Омской области из списка организаций – источников комплектования госархива была выведена организация федеральной собственности ГТРК «Иртыш» и 19 организаций – источников комплектования Центра документации новейшей истории Омской области, которые передали документы на постоянное хранение в Исторический архив Омской области. В Удмуртской Республике, в связи с отказом телерадиовещательной компании «Удмуртия» заключить трехсторонний договор о сотрудничестве с Комитетом по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики и с Центром документации новейшей истории Удмуртской Республики, в 2009 году она была исключена из списка организаций – источников комплектования архива.

Количество организаций – источников комплектования фотодокументами уменьшилось по сравнению с 2006 г. на 147 (Республика Марий Эл, Удмуртская Республика, Вологодская, Омская, Самарская, Ульяновская области). В Омской области количество организаций – источников комплектования госархива, хранящих фотодокументы, значительно уменьшилось (со 108 до 30) в связи с передачей ими (в том числе из-за прекращения деятельности) фотодокументов с 1946 по 1989 годы на постоянное хранение в Центр документации новейшей истории Омской области. В то же время в отдельных регионах количество таких организаций среди источников комплектования государственных и муниципальных архивов увеличилось. Так, например, в Хабаровском крае – с 7 до 38 организаций, в Республики Коми – с 12 до 82 организаций.

Количество организаций – источников комплектования фонодокументами уменьшилось по сравнению с 2006 г. на 11.

Объем дел, находящихся на хранении в организациях – источниках комплектования государственных и муниципальных архивов аудиовизуальной документацией, составляет 2,6 млн. ед.хр., из них:

  • кинодокументов – 253 346 (в 2006 г. – 289,2 тыс. ед.хр.);

  • фотодокументов – 1 546 309 + 978 альбомов  (в 2006 г. – 1,5 млн. ед.хр. + 978 фотоальбомов);

  • фонодокументов – 684 459 (в 2006 г. – 835,8 тыс. ед.хр.);

  • видеодокументов – 115 238 (в 2006 г. – 89,6 тыс. ед.хр.).

Следует отметить, что киновидеостудии, являвшиеся ранее источниками комплектования РГАКФД, прекратили свое существование в прежнем качестве и передали на постоянное хранение все кинодокументы, находившиеся у них на хранение. Однако данные студии (кроме прекративших свое существование) продолжают передавать на постоянное хранение в архив кино- и видеодокументы в рамках Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов», не оставляя ничего на ведомственном хранении. РГАФД не смог представить сведения об объемах фонодокументов, находящихся на хранении в организациях, по причине того, что негосударственные организации, составляющие большинство источников комплектования РГАФД, специализированных подразделений, осуществляющих хранение и подготовку фонодокументов к передаче на постоянное хранение не имеют, соответственно отсутствуют и специальные помещения, штат и т.п. Работа по комплектованию РГАФД фонодокументами от данных источников ведется в оперативном порядке. Аудиоиздательские организации передают РГАФД фонодокументы в порядке реализации Федерального закона «Об обязательном экземпляре документа» по мере их выхода в свет.

РГАКФД представлены сведения об объемах фотодокументов только по одному источнику комплектования – Фото ИТАР-ТАСС, и то по данным паспортизации 2003 года. В 2009 г. данная организация паспорт не представила.

По сравнению с данными 2006 г. объем аудиовизуальной документации уменьшился на 130 613 ед.хр. за счет приема документов на постоянное хранение, а также за счет ликвидации в отдельных регионах организаций, создающих аудиовизуальную документацию. Уменьшение произошло по кино- и фонодокументам на 35 804 ед.хр. и 151 353 ед.хр. соответственно. Увеличилось количество фотодокументов на 30 912 ед.хр. за счет постановки на учет новых организаций, а также видеодокументов на 25 632 ед.хр. за счет роста объемов видеодокументов в организациях.

К передаче на постоянное хранение подготовлен 41% ед.хр. (по сравнению с 2006 г. увеличение произошло на 1%). 

Объем хранящейся аудиовизуальной документации в организациях сверх установленного срока увеличился на 25% и составил 819 909 ед.хр.

В федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, хранится 101 021 240 ед.хр., из них: управленческой документации – 89 187 765 ед.хр. (из них внесено в описи 86 542 184 ед.хр. или 97%); научно-технической документации – 11 746 466 ед.хр.; фотодокументов – 86 121 ед.хр.; кинодокументов – 571 ед.хр.; фонодокументов – 67 ед.хр.; видеодокументов – 250 ед.хр. Кроме этого, в федеральных органах исполнительной власти хранится 18 722 623 ед.хр. документов по личному составу. По сравнению с данными 2006 г. (87 956 196 ед.хр.) объем документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящийся в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих депозитарное хранение, увеличился на 13 065 044 ед.хр. Увеличение произошло в основном за счет уточненных данных, представленных Госкорпорацией «Росатом» (в том числе по подведомственным организациям), в соответствии с которыми объем документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящийся в Госкорпорации «Росатом», увеличился более чем на 11 млн. ед.хр. (прежде всего, за счет научно-технической документации), а также в связи с расширением Перечня федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2006 № 808 (в Перечень дополнительно включены: ФСКН России, ФСИН России, ФМС России, ФСО России).

По-прежнему наибольший объем документов Архивного фонда Российской Федерации находится в архивах Министерства обороны Российской Федерации – 73 730 841 ед.хр., в архивах Госкорпорации «Росатом» – 12 668 128 ед.хр., ФСБ России – 6 023 750 ед.хр., МВД России – 4 741 804 ед.хр.

В отраслевых фондах хранится 67 136 362 ед.хр., из них: научно-технической документации – 16 361 027 ед.хр.; фотодокументов – 34 260 025 ед.хр.; кинодокументов – 291 578 ед.хр.; фонодокументов – 48 494 ед.хр.; документов на машинных носителях – 580 331 ед.хр.; других документов – 15 034 552 ед. хр. По сравнению с данными 2006 г. (59 414 797 ед.хр.) объем документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящийся в отраслевых фондах, увеличился на 7 714 865 ед.хр., прежде всего за счет поступления более 6 млн. ед.хр. в Центральный картографо-геодезический фонд, а также в связи с включением в вышеназванный Перечень ФГУ «Гостелерадиофонд», на хранении в котором находится более 1,1 млн. ед.хр.

Наибольшее количество документов хранится в Центральном картографо-геодезическом фонде – 59 169 594 ед.хр., в Росгеолфонде – 3 485 393 ед.хр., во ВНИИГМИ-МЦД – 3 331 968 ед.хр.

Анализ итогов проведенной паспортизации позволяет сделать следующие выводы:

  • уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, государственными и муниципальными архивами, федеральными органами исполнительной власти и федеральными организациями, осуществляющими депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, проведена большая работа по паспортизации архивов и подготовке сводных учетных сведений о состоянии хранения документов в организациях – источниках комплектования государственных и муниципальных архивов, а также в подведомственных органах и организациях;

  • продолжение административной реформы, реформы органов местного самоуправления повлекли за собой серьезные изменения в системе, структуре и функциях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, что в свою очередь привело к ликвидации и реорганизации целого ряда органов и организаций. Кроме этого, продолжались процессы ликвидации негосударственных организаций в ходе банкротства, приватизации и акционирования государственных организаций и предприятий. Все это внесло существенные коррективы в количественный и качественный состав организаций-источников комплектования государственных и муниципальных архивов. Наметилась устойчивая тенденция к сокращению источников комплектования государственных и муниципальных архивов;

  • отмечается рост объемов ежегодного документообразования (по сравнению с 2006 г. он вырос на 18% и составляет 1 млн. 318 тыс. ед.хр. Это привело, наряду с другими факторами, к росту объемов дел постоянного хранения управленческой документации, находящейся на временном хранении в организациях, более чем на 500 тыс. ед.хр., при общей тенденции сокращения источников комплектования государственных и муниципальных архивов (в среднем в одной организации объем дел постоянного срока хранения реально увеличился на 23%). Можно предположить, что этот процесс будет продолжаться и в ближайшие годы;

  • несмотря на имеющиеся объективные трудности, удалось избежать ухудшения основных показателей состояния хранения документов в организациях – источниках комплектования государственных и муниципальных архивов, а по некоторым из них добиться улучшения;

  • существенно (на 1,1 млн.) увеличился объем дел по личному составу, находящихся на ведомственном хранении в организациях;

  • продолжают иметь место факты неполной паспортизации архивов организаций, прежде всего научно-технических;

  • ряд уполномоченных органов исполнительной власти не представили пояснительные записки к сводным сведениям (Республика Башкортостан, Республика Тыва, Камчатский край, Краснодарский край, Мурманская и Самарская области), что значительно осложнило работу по их анализу;

  • в сводных сведениях, представленных целым рядом уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, выявлены технические (арифметические) ошибки, в т.ч. при суммировании отдельных показателей, что свидетельствует о некачественном заполнении и выверке заполненных форм.

 


[1] В том числе и федеральных органов исполнительной власти, с которыми на момент проведения паспортизации не были заключены договоры о сроках и условиях хранения документов Архивного фонда Российской Федерации – МИД России, ФСБ России, ФСО России.

[2] Российские академии наук, имеющие государственный статус, с которыми не заключены договоры о сроках и условиях депозитарного хранения, представили сведения о состоянии хранения документов в соответствующие федеральные государственные архивы, что нашло отражение в представленных ими сводных сведениях.

     © Росархив 2009–2018.
     Условия использования материалов

     Дистрибутивы программ

     Поддержка сайта:
     support@archives.ru

Рассылка Новости портала Архивы России Журнал 'Вестник архивиста' Архив кинохроники и документальных фильмов Международный совет архивов