Из доклада руководителя Федерального архивного агентства А.Н.Артизова

Страница для печати

Из доклада руководителя Федерального архивного агентства А.Н.Артизова

Поставленный в повестку заседания вопрос о состоянии архивного дела в стране – это, по сути, вопрос о том, как в современной России сохраняется, пополняется и используется наша национальная память – документы Архивного фонда Российской Федерации.

Являясь составной частью общества, архивы, конечно, не могут быть вне общества. Конституционная реформа, административные преобразования, законодательные новации об организации услуг населению, о доступе к информации, – все эти перемены напрямую влияют на жизнь архивов.

Масштабные преобразования последних десятилетий привели к созданию новой законодательной базы регулирования архивного дела, росту информационного потенциала архивов за счет открытия больших массивов ранее недоступных документов, приема новых документов, внедрению в архивное дело современных технологий. Вместе с тем, эти позитивные процессы происходят на фоне сохраняющихся проблем в материально-техническом и кадровом обеспечении архивов.

Значительные перемены произошли и в обществе, которое сегодня проявляет большой интерес к архивной информации, ждет позитивных изменений в работе архивов.

За десятилетия реформ в целом нам удалось сохранить оставшуюся от советских времен систему публичных архивов, т.е. архивов, финансируемых за счет средств налогоплательщиков. Сегодня эта система разделена на три уровня: федеральный, субъектов Российской Федерации и муниципальный. Кроме того, впервые в истории страны появились и успешно работают негосударственные архивы, «негосударственный архивный сектор» экономики.

В этой связи необходимо пояснение. Из общего числа образующихся в стране архивных документов только 4–5 % – это документы Архивного фонда России, т.е. документы постоянного хранения, которые в силу их значимости для общества и государства не могут быть уничтожены и поступают в публичные архивы. Среди создателей таких документов – все без исключения органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также наиболее значимые организации и знаменитые граждане.

Остальные 95% документов – это документы временных сроков хранения (от 1 до 75 лет), образующиеся в частных и иных организациях, которые, как правило, не попадают в орбиту внимания государственных и муниципальных архивов и хранят документы либо самостоятельно, либо покупают услугу их хранения у частных кампаний, специализирующихся на деятельности в сфере архивного дела и делопроизводства. Понятно, что в обоих случаях такое архивное хранение оплачивается не за счет средств бюджета.

Сложившаяся система управления архивным делом в нашей стране примерно соответствует моделям, которые существуют в западных государствах с развитой рыночной экономикой. Но у нас есть одна важная особенность – исторически так сложилось, что в наследство нам достался огромный объем документов советского периода, когда отсутствовала частная собственность и вся экономика была огосударствлена. Поэтому объем документов Архивного фонда России, даже в сравнении с такими странами, как Франция и Великобритания, которые когда-то являлись большими колониальными империями, у нас велик. По состоянию на 1 января 2010 г. это около 464 млн. дел постоянного срока хранения, причем на долю государственного и муниципального секторов приходится 99% от общего объема.

С одной стороны, это влечет за собой необходимость серьезных бюджетных расходов по поддержке публичных архивов. Начатая реформа бюджетных учреждений и предстоящая оптимизация их сети, по нашему глубокому убеждению, не приведут к их уменьшению, поскольку публичные архивы – это, конечно, казенные учреждения, которые должны оставаться на сметном бюджетном финансировании. Публичные архивы бессмысленно банкротить, ибо они хранят особый вид имущества – документальную память нации, не подлежащую приватизации и другим видам отчуждения. Основные услуги таких архивов, связанные с доступом к архивным документам в читальных залах и обеспечением социальных и пенсионных прав населения, уже сегодня по закону оказываются на бесплатной основе.

С другой стороны, наличие в наших руках доставшегося нам от предшественников столь уникального по количеству и качеству информации документального потенциала открывает широкие возможности для научного познания прошлого, для эффективного противодействия формированию разнообразных исторических мифов и фальсификаций.

Действенной мерой борьбы с такими фальсификациями является де-юре и де-факто сложившаяся в современной России свобода доступа к открытым архивным документам (а это примерно 98% от общего их числа по всем публичным архивам, и почти 96% – по федеральным архивам).

Основные формы доступа к архивным документам и их использования это – ознакомление с подлинниками в читальных залах архивов, демонстрация документальных выставок, публикация архивных документов традиционным способом и в сети Интернет, исполнение запросов юридических и физических лиц.

Отдельные статистические данные по этим параметрам приведены в справочных материалах, которые имеются на руках у присутствующих. Поэтому назову лишь некоторые примеры, связанные с научно-издательской работой архивов федерального уровня и их участием в выполнении тех задач, которые стоят перед Комиссией по противодействию фальсификации истории в ущерб интересам России. За последнее пятилетие архивы подготовили и выпустили в свет около 300 документальных сборников. Среди них такие фундаментальные публикации архивных документов, как многотомные «Трагедия советской деревни», «Россия. ХХ век», «История ГУЛАГа», «Лубянка – Сталину», «Атомный проект в СССР» и др.

Росархив во взаимодействии с Комиссией выступил организатором ряда информационных мероприятий по проблеме голода в СССР, подготовив DVD-диск «Голод в СССР. Документы» на английском языке, а также одноименный факсимильный сборник документов на русском языке. Начата и близится к завершению подготовка фундаментального научного издания документов по этой проблеме. 1-й том находится в издательстве и в октябре выйдет, к концу года будет закончена рукопись 2-го тома, а в 2011 году – подготовлен последний 3-й том.

В настоящее время завершены выявление и отбор документов для сборника о сотрудничестве украинских националистов с нацистами в 1939-1945 гг. Причем мы постарались максимально использовать и отечественные документы по этой теме, и документы немецких, польских и украинских архивов.

Доступ к оцифрованным образам архивных документов и средствам их поиска через сеть Интернет – пожалуй, наиболее перспективное направление работы архивов с пользователями.

Учитывая требования законодательства о доступе граждан к информации о деятельности федеральных органов власти, создан официальный сайт Росархива, где размещены формы электронных запросов граждан. В условиях отсутствия электронной подписи у большинства российских граждан их идентификацию архивы вынуждены проводить при выдаче справок, за получением которых граждане должны пока обращаться лично. Но сама возможность первичного электронного запроса – реальный шаг на пути реализации архивами электронных услуг населению.

В результате число обращений к сайту и порталу «Архивы России» неуклонно увеличивается. По данным последних месяцев на портал ежедневно заходит более 50 тыс. посетителей.

Однако, недавние события в связи с размещением архивных документов из «пакета № 1» по Катыни сломали прежние стереотипы. Никто не ожидал столь массового желания населения видеть электронные образы подлинников архивных документов (это, кстати, к вопросу, интересуются или нет граждане прошлым). В течение одного дня к сайту обратилось более 2 млн. российских и иностранных граждан. В результате сайт временно завис, поскольку пропускная возможность серверов на тот момент была примерно 300 тыс. обращений в день (сейчас, с учетом апрельских уроков, мы завершаем работы по её повышению в 2 раза).

В планах на будущий год – размещение на портале информационного модуля с поисковыми средствами, который позволит пользователям искать необходимые сведения о содержании и месте хранения фондов почти 3-х тыс. публичных архивов, включенных в систему централизованного автоматизированного учета документов Архивного фонда России.

В расширении доступа к архивным документам и возможностей работы с ними важную роль играет рассекречивание документов.

Следует признать, что после 1991 г. в рассекречивании архивов сделано немало. Всего рассекречено около 10 млн. дел.

Рассекреченные комплексы архивных документов немедленно включаются в научный оборот, становясь доступными исследователям в читальных залах архивов, а широкой общественности – в виде подготовленных на их основе документальных сборников: Без рассекреченных документов немыслима была бы подготовка упоминавшихся выше фундаментальных научных публикаций, многих других сборников и научных трудов, направленных на восстановление истины и противодействие попыткам её фальсификации.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство. В советский период деятельность партийных и государственных органов была тотально засекречена, поскольку существовали иные критерии секретности, отличающиеся от современного понимания предмета государственной тайны.

Современная же технология рассекречивания чрезвычайно трудоемка и не позволяет организовать масштабное и массовое рассекречивание документов, засекреченных еще в советское время.

В настоящее время в федеральных архивах из 42,5 млн. дел 1 млн. 700 тыс. дел находятся на секретном хранении, что составляет около 4%. Из этого количества свыше 1 млн. 100 тыс. дел приходятся на документы КПСС и Правительства СССР, т.е. ликвидированных организаций, не имеющих правопреемников. По действующему законодательству полномочия по рассекречиванию таких документов – у МВК по защите государственной тайны.

Кроме того, в спецчастях и ведомственных архивах ряда федеральных органов власти хранится свыше 450 тысяч секретных дел ликвидированных союзных и республиканских министерств и ведомств, полномочиями по рассекречиванию которых также обладает только МВК, поскольку российские министерства в подавляющем большинстве не являются юридическими правопреемниками союзных органов власти.

Сложившаяся ситуация с рассекречиванием документов советского периода настоятельно требует ускорения темпов и масштабов рассекречивания архивных документов и дополнительных мер по организации и координации этой работы.

Другое необходимое условие расширения источниковой базы исторических исследований – полноценное комплектование архивов новыми документами.

Ежегодно на постоянное хранение в архивы поступает около 1,5 млн. дел. Наиболее заметные поступления последних лет – передача всего комплекса документов Правительства СССР за 1930–1991 гг., поступление из Архива Президента РФ фондов Сталина, Хрущева, Брежнева, других руководителей СССР. График передачи, утвержденный 15 августа 2006 г. во исполнение поручения Президента РФ В.В.Путина, полностью выполнен. Информирую членов комиссий, что две недели назад, во исполнение поручения Президента РФ Д.А.Медведева, утвержден новый график передачи на 2010–2012 гг., предусматривающий передачу в федеральные архивы самой крупной части так называемого архива Политбюро в объеме более 20 тыс. дел, в том числе знаменитых тематических досье к фонду Политбюро по 1966 год включительно.

Другая крупная передача, которую необходимо организовать в ближайшие годы, это документы Великой Отечественной войны. Без знания этих документов невозможно подготовить объективную, несфальсифицированную историю величайшей из войн. Поэтому с инициативой создания специального федерального архива документов Великой Отечественной войны выступили министры обороны и культуры России. Предложение поддержали Президент Российской Федерации Д.А.Медведев и Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин. Предстоит не только создать новый архив, но и организовать проектирование и строительство в г. Подольске на территории Центрального архива Минобороны России комплекса зданий для этого архива. К 70-летию Победы российское общество должно получить современный, оснащенный по всем стандартам архив – информационно-справочный центр по истории Великой Отечественной войны международного значения.

Вообще передачи документов из более закрытых по своему предназначению и статусу ведомственных архивов в федеральные архивы практически всегда делают такие документы более доступными для пользователей. Но, конечно, такие передачи должны серьезно готовиться в организационном, материально-техническом и кадровом отношении.

В условиях современной системы оплаты труда в бюджетных учреждениях исключительно серьезной проблемой является привлечение квалифицированных кадров в архивы, повышение профессионализма работников. Это особенно актуально, поскольку перед архивами сегодня стоят новые задачи по внедрению современных информационных технологий и приему на хранение электронных документов.

В списке выступающих на нашем заседании председатель правления Российского общества историков-архивистов, ректор РГГУ, являющегося базовым вузом по подготовке кадров архивистов и документоведов, Ефим Иосифович Пивовар. Надеюсь, он более подробно охарактеризует ситуацию в этой сфере.

В целом, завершая выступление, позволю сказать следующее. Улучшение деятельности российских архивов может быть достигнуто на основе комплексного подхода к развитию архивного дела, сочетающего продолжение модернизации материально-технической базы архивов и внедрение в их деятельность современных информационных технологий, с правовыми и организационными мерами по восстановлению «вертикали управления». Из приложенных к материалам заседания схем вы видите, как сегодня «размыта» ответственность за сохранность, комплектование и использование Архивного фонда России между федеральными ведомствами, а также между Российской Федерацией и её субъектами.

Эффективным механизмом консолидации российских архивов в единую систему, по нашему мнению, могло бы стать наделение субъектов Российской Федерации полномочиями по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов территориальных органов федеральных органов государственной власти.

Проект соответствующего федерального закона подготовлен. Необходимо его рассмотрение и принятие.

Решение вышеупомянутых вопросов, по нашему убеждению, даст возможность российским архивам развиваться в русле передовых мировых тенденций и технологий, расширит возможности доступа к архивным документам и пользования услугами архивов, обеспечит ученых самыми современными возможностями для работы с архивными документами, позволит противодействовать спекуляциям о недоступности или малодоступности российских архивов. А все это – действенные меры по повышению престижа нашей страны и для борьбы с недоброжелателями России и фальсификаторами её истории.

     © Росархив 2009–2018.
     Условия использования материалов

     Дистрибутивы программ

     Поддержка сайта:
     support@archives.ru

Рассылка Новости портала Архивы России Журнал 'Вестник архивиста' Архив кинохроники и документальных фильмов Международный совет архивов