Директоры РГАКФД Н.А.Калантарова и РГАЛИ Т.М.Горяева приняли участие в 62 Берлинском кинофестивале (Берлинале)

Страница для печати

9–16 февраля 2012 г. директоры Российского государственного архива кинофотодокументов Н.А. Калантарова и Российского государственного архива литературы и искусства Т.М. Горяева приняли участие в 62 Берлинском кинофестивале (Берлинале).

10 февраля в рамках Берлинале состоялся гала-показ фильма Сергея Эйзенштейна «Октябрь» с реконструированной оригинальной музыкой Эдмунда Майзеля.

Саундтрек Эдмунда Майзеля (Edmund Meisel) к фильму «Октябрь» – одна из легенд истории киномузыки. В частности, из-за того, что партитура в течение десятилетий не могла быть реконструирована по различным причинам, в том числе и в связи с тем, что материал (фрагменты партитуры, отдельные голоса) находились в различных архивах, и подгонка музыки под различные монтажные версии фильма представлялась слишком дорогим и сложным процессом. Благодаря совместной, длившейся 5 лет, работе мюнхенского Музея кино, Госфильмофонда (Россия), Государственного центрального музея кино в Москве, Российского государственного архива литературы и искусства, а также немецких музыкантов Франка Штробеля (Frank Strobel) и Бернда Тевеса (Bernd Thewes) этот проект был реализован. Финансирование на завершающей стадии обеспечили телеканалы ZDF и ARTE.

В январе 1926 года Сергей Эйзенштейн приехал в Берлин на европейскую премьеру своего фильма «Броненосец Потемкин». По свидетельству очевидцев, его поразила музыка Э. Майзеля, специально написанная к киноленте для европейского проката (в исходной «русской» версии саунд-трек был составлен из фрагментов симфоний Бетховена). Музыка Майзеля была резкая, ритмическая, полностью направленная на усиление эстетического воздействия кинокадров. Эйзенштейн пригласил Майзеля принять участие и в его следующем проекте – фильме «Октябрь», находившемся на стадии сценарной разработки. Майзель с радостью принял предложение.

«Октябрь», завершающий трилогию фильмов С. Эйзенштейна («Стачка», «Броненосец Потемкин», «Октябрь») претерпел ту же непростую цензурную судьбу, что и «Потемкин». Для показа за границей была смонтирована укороченная версия фильма и именно к ней написал музыку Эдмунд Майзель. Для «советской» версии (она приблизительно на полчаса длиннее) композитор музыку не писал, так как в Москве решили не играть слишком авангардистскую музыку, и фильм вышел в прокат с другим саундтреком. Партитура Майзеля была рассчитана на «краткую», экспортную версию «Октября», однако на Берлинале показали оригинальную, длинную. «Недостающую» музыку дописал композитор Бернд Тевес, занимавшийся обработкой и реконструкцией партитуры, которую предоставил Российский государственный архив литературы и искусства. «Музыка Майзеля очень современна и походит на сегодняшнюю киномузыку, – сказал он. – Майзель отказывается от идеи сквозных лейтмотивов или цельной формы. Он строит свою партитуру из отдельных «функциональных блоков». Таким образом, недостающие фрагменты можно было без проблем «достроить» из имевшихся блоков».

Идеальная кинематографичность обеспечила музыке Майзеля сначало успех, а потом привела к забвению: без фильмов ее исполнять сложно, почти невозможно. Именно поэтому специалисты по музыке немого кино стараются реализовывать проекты, подобные берлинскому: когда фильм и музыка могут возродиться вместе, как это и задумывалось их творцами.

Кроме фильма «Октябрь» в рамках международного фестиваля Берлинале состоялся большой ретроспективный показ программы художественных и документальных фильмов, объединенный общим названием «Красная фабрика грез». Было показано 45 фильмов, созданных на советско-германской киностудии «Межрабпром-фильм», которая существовала в СССР с 1921 по 1936 годы.

Ретроспективный показ фильмов проходил при полных залах.

В этом мероприятии приняли участие Государственный центральный музей кино (Москва), Госфильмофонд (Белые столбы), Берлинская кинематека, Бундесархив (киноархив), Музей кино в Вене и Российский государственный архив кинофотодокументов РГАКФД).

Из 21 документального фильма, находящегося на хранении в РГАКФД, пять были отобраны для участия в программе: «5 лет советской власти», реж. неизвестен, 1921 г., «Прорыв», реж. Л. Кулешов, 1930 г., «Другая жизнь», реж. Желябужский, 1930 г., «Два океана», реж. Шнейдеров, 1933 г., «Артек», реж. Проворов, 1935 г. Все фильмы демонстрировались только с пленочного носителя. Перед отправкой на фестиваль они прошли полную реставрационную машинную обработку, а для кинофильма «Артек» (т.к. он был в очень плохом техническом состоянии) была напечатана новая кинокопия. Все архивные кинопрограммы представляла директор РГАКФД Н.А. Калантарова.

     © Росархив 2009–2018.
     Условия использования материалов

     Дистрибутивы программ

     Поддержка сайта:
     support@archives.ru

Рассылка Новости портала Архивы России Журнал 'Вестник архивиста' Архив кинохроники и документальных фильмов Международный совет архивов