Добро пожаловать на официальный сайт Росархива  

Проект Концепции развития архивного дела в Российской Федерации на период до 2020 г.

Страница для печативерсия PDF

Проект

Концепция развития архивного дела в Российской Федерации
на период до 2020 г.

Проект доработан по замечаниям участников
Совета по архивному делу (10 октября 2012 г., Московская обл.)

1. Общие положения

Архивное дело – деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.

Место архивов в современном мире определяется той ролью, которую играет в нем документ как оперативный регулятор различных сфер деятельности человека, общества и государства. Востребованность в ретроспективной документной информации для решения задач социально-экономического развития страны, государственного и муниципального управления делает архив надежным, адресным, оперативным информационным звеном управленческой деятельности человека, общества и государства. Аутентичность хранящихся в архиве документов, их неприкосновенность означают, что они носят доказательный характер. Выполняя социально-правовые запросы граждан, архив обеспечивает функционирование системы социальной защиты населения. Организуя использование ретроспективной документной информации в научно-исследовательских целях, архив имеет признаки научной организации. Популяризируя историю страны в целом и родного края в частности, архив выступает в качестве культурно-просветительского учреждения.

Архивные документы олицетворяют историю страны, подтверждают права граждан и государства, поддерживают принципы демократии, в том числе право граждан иметь необходимую информацию о деятельности органов власти всех уровней.

Обеспечивая вечное хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, насчитывающего более 609 млн. единиц хранения за период с начала XI в. по XXI в., архивы выполняют важные функции по сохранению документальной памяти государства и общества, пополнению информационных ресурсов и предоставлению государственных услуг населению.

2. Современное состояние

Современные условия деятельности российских архивов обусловлены, с одной стороны, доставшимися от советского периода преимуществами (нормативно-методическая централизация) и недостатками (слабая материально-техническая база, чрезмерная засекреченность), с другой – результатами реформирования архивного дела после 1991 г., связанного с введением в действие нового архивного законодательства и демократизацией доступа к архивным документам, а также с все более широким применением информационных технологий и появлением электронных документов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации архивное дело находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

За десятилетия реформ в целом удалось сохранить оставшуюся от советского времени систему публичных архивов, которая сегодня разделена на три уровня – федеральный (15 архивов), субъектов Российской Федерации (204) и муниципальный (2263). Сегодня в архивах страны (без учета ведомственных) работает около 13,5 тыс. чел., в том числе 2,5 тыс. чел. – в федеральных архивах.

В рамках проведенной реструктуризации бюджетного сектора архивы, как и во всем цивилизованном мире, сохранили статус государственных и муниципальных организаций (как правило, казенных учреждений). Их сеть близка к оптимальной и включает в себя основные (исторические) архивы, хранящие управленческие и научно-технические документы, фонды личного происхождения, архивы (центры) документов по социально-политической истории (бывшие архивы КПСС), архивы документов по личному составу и технотронные архивы (центры) хранения документов на нетрадиционных носителях (аудиовизуальные, электронные).

В соответствии с действующим законодательством 19 федеральным органам исполнительной власти и организациям (в том числе академиям наук Российской Федерации, имеющим государственный статус) предоставлено право депозитарного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности.

Наряду с архивными учреждениями бюджетного сектора в процессе социально-экономических реформ в стране впервые сформировалось и успешно действует значительное число негосударственных (частных) архивов, обеспечивающих сохранность и использование документов негосударственного сектора.

Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области архивного дела являются Министерство культуры Российской Федерации и Федеральное архивное агентство. Руководство архивным делом в регионах осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, в муниципальных образованиях – как правило, архивные отделы (сектора) органов местного самоуправления.

Сложившаяся система управления архивным делом в стране примерно соответствует моделям, которые существуют в развитых странах мира. Общий уровень развития российского архивного дела, включая нормотворческую, научно-методическую и организационную деятельность, а также состояние архивной инфраструктуры, в целом сопоставим или превосходит уровень большинства государств на постсоветском пространстве.

В то же время по технической оснащенности и обеспеченности резервными площадями архивохранилищ Россия заметно отстает от наиболее развитых стран мира. Кроме того, разделение в 2004 г. функций реализации государственной политики и оказания государственных услуг в сфере архивного дела привело к разрушению вертикали управления в архивной отрасли и, как следствие, к неоправданной ликвидации самостоятельности отдельных уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, сокращению числа государственных и муниципальных архивов, что отрицательно сказалось на организации архивной деятельности в ряде регионов и муниципальных образований.

В последнее десятилетие модернизация инфраструктуры архивной отрасли обеспечила получение определенных позитивных результатов, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Построено или реконструировано 20 специализированных архивных зданий, в ряде архивов успешно внедряются современные информационные технологии. Это дало возможность архивам в целом стабильно выполнять основные функции по обеспечению сохранности, комплектованию, учету и использованию документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов.

Переживаемый сегодня период открыл для архивного дела России немыслимые при прежней политической системе возможности, но и одновременно усилил некоторые старые и создал новые факторы (угрозы), оказывающие отрицательное воздействие. К основным из них можно отнести:

  • отсутствие прочных традиций правовой и информационной культуры в российском обществе, пренебрежительное отношение в общественном сознании к архивному делу, низкий социальный и общественный статус профессии архивиста и архивной отрасли в целом, следствием чего является отток из государственных архивов квалифицированных кадров, что способствует снижению качества выполнения архивами установленных функций. Налицо несоответствие между обновляемой материально-технической базой архивов и их кадровым потенциалом, что особенно актуально, поскольку наряду с увеличением объемов традиционной работы перед архивами появляются новые задачи по внедрению современных информационных технологий и приему на хранение электронных документов;

  • ослабление контроля со стороны государства за архивно-документационными потоками, влекущее за собой разрыв архивного дела и делопроизводства, ослабление связей государственных архивов и ведомственных архивных служб в области организации и нормативно-методического обеспечения управления документацией, параллельное существование бумажного и электронного делопроизводства;

  • отсутствие полноценного уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контрольные функции по надзору за соблюдением законодательства об архивном деле и реализующего полномочия по правовому регулированию в области архивного дела и делопроизводства;

  • необходимость модернизации инфраструктуры российских архивов, созданной в основном в советское время (из 3170 зданий (помещений) государственных и муниципальных архивов только 207 являются специально построенными для нужд архивного хранения; остальные являются приспособленными, при этом многие здания архивов требует капитального ремонта или реконструкции);

  • острый дефицит свободных площадей и перегруженность действующих архивохранилищ в условиях постоянного увеличения объемов приема в архивы документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. По этой причине не могут быть приняты в государственные и муниципальные архивы около 4,7 млн. дел, сроки временного хранения которых в организациях истекли. Темпы строительства новых архивохранилищ существенно отстают от имеющихся потребностей приема документов из ведомственных архивов;

  • нерешенность проблемы хранения документов территориальных органов федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, документов по личному составу, что создает угрозу утраты этих документов и ведет к появлению документальных лакун о новейшей истории России;

  • несовершенство существующей на сегодня системы рассекречивания архивных документов, носящей чрезмерно трудоемкий и неоперативный характер, не позволяющей организовать массовое рассекречивание документов, засекреченных еще в советское время.

Помимо этих проблем в начале XXI в. российские архивы столкнулись с новыми вызовами, обусловленными стремительным развитием информационного общества, распространением новых информационных технологий в сфере документационного обеспечения управления, появлением и все большим распространением электронного документооборота. Между тем, нельзя считать, что сегодня российские архивы в полной мере готовы к проведению всего комплекса работ с электронными документами – их приему, хранению, обработке, контролю за состоянием и использованию. Это неизбежно ставит вопрос об адаптации архивов к реалиям информационного общества.

3. Цели, задачи и направления развития архивного дела

Цели и задачи развития отечественного архивного дела определяются Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, Концепцией формирования в Российской Федерации электронного правительства и др.

Целью развития архивного дела в долгосрочной перспективе является достижение российскими архивами уровня, отвечающего потребностям и нуждам современного информационного общества.

В соответствии с названной целью необходимо решить следующие задачи развития архивного дела.

  1. Совершенствование государственной политики в области документационного обеспечения управления.

    Документационное обеспечение управления служит важнейшим средством и инструментом эффективного управления, обеспечивающим связь государственных органов с подведомственными организациями, населением, бизнес-сообществом, общественными организациями и т.д. Ни одно управленческое решение на любом уровне власти не может быть принято и реализовано без фиксации в соответствующих документах. В этой связи государство должно вернуть себе роль активного регулятора процессов документирования.

    В условиях перехода на электронный документооборот необходимо создание полноценного механизма управления делопроизводством, являющимся базой архивного дела, для чего потребуется:

    • установление на общегосударственном уровне единых принципов организации, унификации и стандартизации документации, архивных и делопроизводственных служб и единой системы электронного документооборота в государственном управлении, позволяющей с наименьшими затратами оптимизировать и рационализировать документооборот в условиях перехода на безбумажное документирование;

    • наделение Росархива полномочиями по реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию и контролю за соблюдением правил и норм межведомственного документооборота, за процессами документообразования и объемами документооборота, а также полномочиями государственного заказчика единой системы электронного документооборота, охватывающей все уровни государственного (а в перспективе и муниципального) управления, что позволит существенно уменьшить затраты на разработку, внедрение и эксплуатацию систем электронного документооборота в каждом государственном органе, а также обеспечить практическое внедрение единых стандартов делопроизводства и передачу электронных документов на архивное хранение.

    Реализация названных мероприятий обеспечит развитие российского архивного дела и делопроизводства в русле передовых мировых тенденций и технологий, сократит финансовые затраты на разработку и создание систем электронного документооборота, обеспечит сохранность документов, повысит оперативность и качество управления, открытость и прозрачность принятия управленческих решений при сокращении числа форм, видов и количества документов, объемов работ с документами и уменьшении стоимости их отбора, хранения и использования.

  2. Интеграция архивов, как одного из элементов государственного механизма, в систему электронного правительства.

    На протяжении предыдущей истории основная задача архивов заключалась в обеспечении сохранности прежде всего бумажных документов, однако повсеместное и массовое распространение информационно-коммуникационный технологий, внедрение электронного правительства предопределили коренные изменения в природе самих документов и, соответственно, в области документирования и документооборота. Уже в настоящее время все большая часть документации создается в электронной форме и с течением времени объем электронных документов будет только возрастать. Способность их принять, сохранить и использовать становится жизненно важной для эффективного государственного управления. В связи с этим архивам необходимо искать пути организации работы с электронными документами.

    Для этого должны быть:

    • сформирована полноценная нормативная база по созданию и хранению электронных документов в делопроизводстве, в архивах органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также разработан порядок подготовки и передачи в государственные и муниципальные архивы документов Архивного фонда Российской Федерации, созданных в форме электронных документов;

    • разработаны единые технологии и форматы архивирования электронных документов, их передачи на постоянное хранение, а также обеспечения их долговременной сохранности и организации доступа в наиболее удобной для пользователей форме, гарантирующие возможность их трансформации в условиях постоянного совершенствования информационных технологий;

    • организовано научно-методического и практическое взаимодействие и партнерство с органами государственной власти, органами местного самоуправления, научными и образовательными учреждениями, частным сектором в области работы с электронными документами;

    • создан на базе одного из федеральных архивов Центр хранения электронных документов с соответствующей инфраструктурой, способный осуществлять централизованные прием, хранение и организацию доступа к электронным документам постоянного срока хранения федеральных органов государственной власти, использующих систему электронного документооборота и включенных в системы МЭДО и СМЭВ, а также централизованное хранение оцифрованных копий документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в федеральных архивах, ведение общеотраслевых баз данных, в первую очередь Центрального фондового каталога, взаимодействие архивов с внешней информационной средой. В субъектах Российской Федерации целесообразна либо организация аналогичных центров, либо использование в этих целях возможностей создаваемых в настоящее время центров обработки данных (ЦОД).

    Это позволит гарантировать сохранность информации в электронной форме на всех уровнях архивного хранения, повысить эффективность взаимодействия государственных и муниципальных органов всех уровней, а также организаций и населения с государственными и муниципальными архивами, ускорение прохождения обращений юридических и физических лиц, повышение качества и полноты оказываемых государственных услуг, повышение степени защиты информации от разглашения и несанкционированного доступа, интеграцию информационных ресурсов архивов с другими информационными ресурсами, повышение производительности труда работников архивов.

  3. Обеспечение полноценного развития Архивного фонда Российской Федерации в современных условиях.

    В настоящее время ежегодно объем Архивного фонда Российской Федерации увеличивается в среднем на 1,3 млн. дел, подавляющее большинство из которых поступают в архивы на бумажном носителе. Вместе с тем, развитие электронного документооборота и увеличение объема электронных документов объективно должны привести к постепенному видовому изменению состава Архивного фонда Российской Федерации и в конечном итоге – к уменьшению объемов приема такой документации на постоянное хранение. Это, с одной стороны, предполагает определенное сокращение дефицита площадей архивохранилищ, с другой – необходимость создания условий для приема значительных массивов электронных документов.

    Для обеспечения качественного пополнения Архивного фонда Российской Федерации представляется нужным:

    • сохранение научно обоснованного территориального принципа комплектования отечественных архивов, для чего должна быть решена проблема приема на хранение в государственные архивы субъектов Российской Федерации и муниципальные архивы документов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов и организаций, расположенных на территории субъектов Российской Федерации;

    • проведение работы по оптимизации состава документов, отбираемых на постоянное хранение, с учетом совершенствования критериев отбора документов, экспертизы их ценности, в том числе осуществление разработки перечней документов с указанием сроков их хранения по всем основным отраслям деятельности государства и общества, предусматривающих сокращение сроков ведомственного хранения архивных документов с учетом уменьшения периода их «жизни» до сдачи на архивное хранение из-за происходящих изменений в делопроизводстве;

    • проработка вопроса о создании (в том числе с использованием возможностей аутсорсинга) специализированного архивно-логистического центра с автоматизированной системой складирования, обеспечивающей высокую скорость выполнения операций по приему, поиску и выдаче документов с целью концентрации текущих ведомственных архивов федеральных органов исполнительной власти;

    • уточнение с учетом современных реалий правовых основ работы архивов организаций и закрепление этих изменений в правилах хранения, комплектования, учета и использования архивных документов;

    • расширение оказания государственными и муниципальными архивами организационно-методической помощи и осуществление контроля за постановкой делопроизводства, работой ведомственных архивов органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций;

    • решение проблемы сохранения архивов организаций, признанных в установленном порядке банкротами;

    • завершение приема на постоянное хранение и упорядочение архивных документов советского периода, хранящихся до настоящего времени в ряде федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им органах и организациях, в том числе периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., а также в негосударственных организациях.

    В Российской Федерации хранение и использование документов по личному составу, содержащих многоаспектную информацию о трудовой деятельности и воинской службе, здоровье, официальных заслугах граждан, необходимую для реализации их социальных прав, осуществляют архивы. Эта документация, не входящая в состав Архивного фонда Российской Федерации, еще длительное время была и будет востребована в повседневной жизни человека, определяя его гражданский статус, правовую защиту и социальное обеспечение. Поэтому сохранение таких документов, в том числе при ликвидации организаций, должно быть предметом заботы со стороны государства. В настоящее время объем ежегодного приема таких документов в государственные и муниципальные архивы уже превышает показатель приема документов постоянного срока хранения, усугубляя дефицит сводных площадей архивохранилищ, а исполнение социально-правовых запросов граждан поглощает существенную часть бюджета рабочего времени архивистов.

    В этой ситуации, с учетом введения с 1997 г. персонифицированного учета всех работающих в системе обязательного пенсионного страхования, представляется целесообразным реализовать комплекс мер, направленных, с одной стороны, на обеспечение сохранности документов по личному составу, с другой – на устранение дублирования и сокращение бюджетных расходов на их содержание, включающий:

    • предоставление государственным и муниципальным архивам права осуществлять прием документов по личному составу, созданных после 1 января 2002 г., только после проведения экспертизы их ценности, как это делается в отношении документов, включаемых в состав Архивного фонда Российской Федерации, с тем, чтобы исключить дублирование в архивах документов и информации, уже имеющихся у Пенсионного фонда России;

    • совершенствование системы мер административного взыскания в отношении должностных лиц организаций, допустивших нарушение требований архивного законодательства (не обеспечили своевременное упорядочение документов и их передачу на архивное хранение, допустили утрату или уничтожение документов и др.);

    • установление правовых норм о необходимости при ликвидации организации получения документального подтверждения из архивов о приеме-передаче на хранение в установленном порядке документов по личному составу;

    • создание негосударственных корпоративных архивов для обеспечения сохранности документов по личному составу как действующих, так и ликвидированных негосударственных организаций.

  4. Разграничение ответственности между государственными (муниципальными) архивами и негосударственными архивами.

    Переход к гражданскому обществу и  рыночной экономике обусловили создание и функционирование в России архивов частных организаций. Ответственность организаций негосударственного сектора в отношении создаваемых ими в процессе деятельности документов, включая финансовую и кадровую документацию, заключается, прежде всего, в обеспечении их сохранности. В соответствии с действующим законодательством это может быть реализовано путем передачи документов на постоянное хранение по договору в государственные или муниципальные архивы, созданием собственных частных архивов, либо передачей архивных документов на хранение в другие частные архивы.

    С учетом этого государство не должно оставаться равнодушным к судьбе негосударственной части документального наследия страны, инициируя и поддерживая государственно-частное партнерство в архивном деле, поощряя создание и функционирование негосударственных архивов.

    Для этого необходимо:

    • оказание со стороны государственных и муниципальных архивов профессиональной методической и практической помощи организациям негосударственного сектора. Эта помощь особенно важна в первоначальный период развития рыночной экономики, когда субъекты рынка далеко не всегда демонстрируют примеры самоорганизации с целью обеспечения сохранности собственных документов. Тем самым обеспечивается единая методика организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации независимо от их формы собственности и места их хранения;

    • разработка механизмов и правил добровольной сертификации архивов коммерческих организаций;

    • завершение создания саморегулируемой организации (СРО) в сфере архивного дела с возложением на нее задач по внедрению норм и требований по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов в деятельность негосударственных организаций и архивов.

    Создание и налаживание эффективной системы взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества между государственными (муниципальными) и негосударственными архивами позволит обеспечить как сохранение негосударственной части документального наследия страны, так и законные права граждан, занятых в негосударственном секторе.

  5. Повышение качества и доступности государственных услуг в области архивного дела в соответствии с интересами и потребностями граждан.

    Наиболее социально значимыми государственными услугами архивов, которыми ежегодно пользуется более миллиона юридических и физических лиц, являются организация доступа к архивным фондам и информационное обслуживание органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан.

    В демократическом государстве обеспечение возможности оперативного и свободного доступа всех категорий пользователей к открытой архивной информации – предмет особого внимания и залог духовного развития общества.

    На сегодня основными формами доступа к архивным документам и их использования является ознакомление с подлинниками (и их копиями) в читальных залах архивов, демонстрация документальных выставок, публикация архивных документов традиционным способом и в сети Интернет, исполнение запросов юридических и физических лиц.

    Можно с уверенностью констатировать, что для большинства профессиональных ученых работа с подлинниками архивных документов в читальных залах останется главным способом исследования на ближайшее десятилетие. Вместе с тем, уже сегодня для многих людей универсальным читальным залом становится Интернет-пространство. Общество ожидает расширения доступа к архивным фондам в режиме онлайн, дающим беспрецедентные возможности ускорения доступа к большим объемам архивной информации. Пользователи архивной информации неизбежно будут отдавать предпочтение электронным технологиям. Для решения этой проблемы требуется с одной стороны, обеспечить доступ к архивным документам, которые изначально созданы в цифровой форме, с другой – перевести в цифровой формат наиболее ценные и значимые документы на бумажном носителе.

    Для расширения доступа необходимо последовательно выполнить ряд мероприятий:

    • создать сайты всех государственных архивов или уполномоченных органов исполнительной власти в области архивного дела с размещением на них необходимой информации о составе и содержании хранящихся архивных фондах и предоставляемых ими государственных услугах, оснащенных необходимыми электронными сервисами для взаимодействия с пользователями;

    • обеспечить в режиме онлайн доступ к основным справочникам о составе и содержании архивных документов (путеводителям и описям дел) государственных и муниципальных архивов и описаниям всех архивных фондов с возможностью их автоматизированного поиска. Эта информация должна быть размещена в свободном круглосуточном доступе как на общеотраслевом Интернет-портале, так и на сайтах самих архивов;

    • осуществить постепенный переход от создания традиционных поисково-справочных средств (описей и каталогов) к документам Архивного фонда Российской Федерации на бумажном носителе к электронным формам, обеспечить их нормативную комплектность, а также завершить создание путеводителей по фондам архивов, не имеющих до настоящего времени таковых (прежде всего бывших партийных архивов);

    • приступить в плановом порядке к переводу в цифровой формат и представлению в Интернете наиболее востребованных архивных фондов по актуальной исторической тематике, а также документальных комплексов, содержащих генеалогическую информацию (ревизские сказки, метрические книги, исповедные росписи и т.п.), к которым существует устойчивый и широкий общественный интерес, поскольку оцифровать в обозримый период времени весь накопленный столетиями массив архивных документов не представляется возможным по финансовым причинам;

    • постепенно перейти от превалирующих сегодня форм публичного представления архивных документов посредством выставок и документальных публикаций на бумажном носителе к электронным экспозициям и публикациям с размещением в сети Интернет;

    • продолжить совершенствование работы читальных залов и комнат для проведения исследований, оснащение их необходимыми техническими средствами и инструментарием для поиска ретроспективной информации, а также укомплектование их квалифицированным персоналом для оказания консультационной помощи;

    • интенсифицировать рассекречивание архивных документов, в первую очередь созданных в деятельности ликвидированных организаций, не имеющих правопреемников. В этой связи внести на рассмотрение уполномоченных органов предложения по ускорению темпов и масштабов рассекречивания архивных документов, исключив при этом возможность несанкционированного доступа к архивным документам, содержащим государственную или иную охраняемую законом тайну;

    • продолжить качественное и своевременное описание поступающих на хранение архивных документов, а также архивных фондов, описанных до 1960-х гг., что остается важным фактором обеспечения доступа к ним.

    В части информационного обслуживания органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций и граждан необходимо устранить отставание в подготовке ответов на запросы, в первую очередь, связанные с реализацией законных прав и свобод граждан.

    Для этого предстоит:

    • создать единую общероссийскую межотраслевую базу данных о местах хранения документов по личному составу, обеспечивающую большую оперативность нахождения необходимых пользователям сведений, что позволит сократить сроки исполнения поступающих в архивы запросов, а также повысить их результативность;

    • обеспечить на федеральном уровне и во всех субъектах Российской Федерации электронное взаимодействие государственных и муниципальных архивов с отделениями Пенсионного фонда России;

    • организовать предоставление информационных архивных услуг через многофункциональные центры оказания государственных услуг, федеральные и региональные сайты государственных услуг.

  6. Совершенствование условий хранения архивных документов на традиционных носителях для обеспечения гарантированного доступа к ним.

    Доступ к архивным документам нынешнего и будущих поколений российских граждан будет возможен только в том случае, если они будут храниться в надлежащих условиях. Поэтому задача обеспечения сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации останется для архивов приоритетной.

    С учетом того, что хранилища многих архивов уже загружены или приближаются к предельной загруженности следует:

    • продолжить совершенствование архивной инфраструктуры посредством строительства новых и/или реконструкции старых зданий архивов, а также выделение дополнительных помещений, приспосабливаемых под хранилища, в том числе для приема архивных документов на постоянное хранение, ведомственный срок хранения которых истек. При этом преимущество должно быть отдано строительству новых зданий, в которых могут быть реализованы современные логистические технологии хранения и поиска документов, что позволит снизить издержки на их содержание и эксплуатацию;

    • повысить уровень безопасности архивных фондов путем модернизации материально-технической базы архивов, в первую очередь особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации; переоснащение действующих архивных лабораторий современным высокотехнологичным оборудованием;

    • сосредоточить усилия не на увеличении объемов реставрации архивных документов, а на повышении качества и сложности реставрационных работ, что дало бы возможность подвергнуть реставрации наиболее ценные и потенциально менее долговечные документы;

    • увеличить объем работ по созданию страхового фонда на уникальные и особо ценные документы Архивного фонда Российской Федерации – составной части Единого российского страхового фонда документации, а также изучить возможность предоставления электронным копиям архивных документов статуса, аналогичного страховым копиям на пленочном носителе;

    • завершить создание автоматизированной системы государственного централизованного учета документов Архивного фонда Российской Федерации по принципу единой информационной сети, обеспечив тем самым сохранение и развитие единого информационного архивного пространства;

    • расширить масштабы оцифровки архивных документов, электронные копии которых вместе с фондом пользования на пленочном носителе должны в перспективе стать основным объектом выдачи пользователям в читальных залах взамен подлинников;

    • сформировать Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации и соответствующие региональные реестры, обеспечив их размещение в сети Интернет.

    Это позволит существенно снизить вероятность утраты и/или повреждения архивных документов, обеспечить конституционные права современников и будущих поколений на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации и выполнение Российской Федерацией взятых на себя международных обязательств в соответствии с принятыми ЮНЕСКО Конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. и Рекомендациями об охране движимых культурных ценностей от 28 ноября 1978 г., согласно которым каждое государство несет моральную ответственность за охрану и сохранение движимых культурных ценностей, включая архивные документы, перед всем мировым сообществом.

  7. Внедрение инноваций в деятельность архивов.

    Реалии современного времени требуют от архивов активного внедрения инновационных продуктов и технологий, применения новых подходов, поиска способов улучшения и оптимизации видов архивных работ, повышения производительности труда их работников. Архивы должны постоянно совершенствовать свою деятельность, гибко и оперативно реагируя на возникающие проблемы и вызовы. Архивисты должны непрерывно совершенствовать методику работы, добиваясь улучшения качества обслуживания пользователей.

    В этих целях предполагается:

    • реализовать программу информатизации Федерального архивного агентства и подведомственных ему учреждений на 2011–2020 гг., принять участие в реализуемых в субъектах Российской Федерации региональных программах информатизации;

    • разработать и реализовать программу отраслевых научно-исследовательских работ, предполагающую теоретические и прикладные исследования, тематика которых должна быть тесно увязана с интересами решения общегосударственных задач и современными потребностями информационного общества и архивной отрасли;

    • продолжить изучение лучших мировых практик организации архивного дела посредством дальнейшего развития деловых связей с архивами иностранных государств на двусторонней и многосторонней основе, Международным советом архивов, а также неправительственными организациями, обмена опытом работы и научно-методическими разработками, реализации совместных проектов по изданию документальных сборников и организации документальных выставок.

    Внедрение инноваций должно повысить эффективность работы российских архивов до соответствия лучшим мировым образцам и потребностям общественного развития.

  8. Развитие кадрового потенциала архивов.

    Поступательное развитие отечественного архивного дела немыслимо без синтеза наработанного архивистами за предыдущие годы опыта работы с документами на традиционных носителях с привнесенными молодыми специалистами знаниями современных технологий, способности к поиску адекватных ответов на новые вызовы. Это предполагает необходимость укрепления кадрового состава работников государственных и муниципальных архивов, повышения их социальной защищенности, привлечения в архивы выпускников профильных учебных заведений.

    Для решения кадровой проблемы требуется:

    • довести к 2018 г. заработную плату работников государственных и муниципальных архивов до уровня средней оплаты труда по соответствующему региону, что позволит повысить престиж работы архивистов, обеспечить стабильность трудовых коллективов и рост их профессионализма;

    • привести штатную численность государственных и муниципальных архивов в соответствие с объемами хранящихся в них документов и количеством поступающих запросов; увеличить долю высокотехнологичных рабочих мест;

    • усовершенствовать на основе актуализированных программ существующую систему непрерывной профессиональной переподготовки кадров;

    • развить в учебных заведениях, готовящих специалистов в области документоведения и архивного дела, самостоятельное направление профессионального образования по подготовке специалистов для работы с электронными документами;

    • продолжить тесное сотрудничество архивов с ВУЗами гуманитарного профиля в вопросах проведения занятий, производственной практики и стажировок студентов.

4. Нормативно-правовое обеспечение реализации Концепции.

Развитие архивного дела невозможно без создания четкой и непротиворечивой законодательной базы. В этих целях представляется необходимым внести изменения в действующее законодательство Российской Федерации, а также принять ряд новых нормативных правовых актов, направленных на реализацию государственной политики в сфере архивного дела и делопроизводства, в том числе в области электронного документооборота.

В частности, внести изменения в ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и в Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» в части:

  • наделения субъектов Российской Федерации полномочиями по комплектованию, хранению, учету и использованию документов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов и организаций, расположенных на территории субъектов Российской Федерации;

  • изменения сроков ведомственного хранения архивных документов, в том числе электронных;

  • предоставления государственным и муниципальным архивам права проводить экспертизу ценности документов по личному составу, созданных после 1 января 2002 г.;

  • усиления ответственности за не передачу на хранение в государственные и муниципальные архивы документов ликвидируемых организаций.

Разработать законопроекты «О внесении изменений в статью 13.20 Кодекса об административных нарушениях» и «О внесении изменений в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 1217-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», «О внесении изменений в ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Подготовить проекты нормативных правовых актов:

  • о наделении одного из федеральных органов исполнительной власти полномочиями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела и делопроизводства, по контролю и надзору в сфере архивного дела и делопроизводства, по оказанию государственных услуг в сфере архивного дела и делопроизводства и управлению государственным имуществом в сфере архивного дела;

  • о единой системе электронного документооборота.

Разработать и утвердить:

  • Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях,

  • Порядок подготовки и передачи в государственные и муниципальные архивы документов Архивного фонда Российской Федерации, созданных в форме электронных документов,

  • изменения в приказы Минкультуры России от 18 января 2007 г. № 19 «Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук» и от 25 августа 2010 г. № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения».

5. Этапы и ожидаемые результаты реализации концепции

В силу взаимосвязанного характера решаемых в рамках настоящей концепции задач выделение отдельных этапов ее реализации не предусматривается.

Помимо мер правового регулирования, одним из основных механизмов достижения целей и задач настоящей концепции должно стать участие архивов в реализации федеральных, региональных и иных целевых программ развития культуры, информатизации и архивного дела, что позволит конкретизировать усилия архивов для комплексного и системного решения существующих проблем, обеспечить прозрачность и обоснованность целей развития, их направленность на достижение конкретных социально значимых показателей, повысить адресность и эффективность расходования бюджетных средств.

В результате реализации концепции российские архивы должны на основе модернизированной инфраструктуры, широкого внедрения информационных технологий и обновленного кадрового состава достичь принципиально нового, сопоставимого по основным показателям с лучшими мировыми аналогами уровня организации их деятельности.

Успешная реализация концепции развития архивного дела, носящего по своему характеру многофункциональный характер (государственное управление, информационные ресурсы, историко-культурное наследие, наука, социальная поддержка населения), должно благоприятно сказаться в целом на развитии российского общества.

Настоящая концепция является «открытым» документом: по мере изменения условий функционирования российских архивов, развития науки и информационных технологий, накопления практического опыта, она должна обогащаться новыми идеями, дополняться и конкретизироваться.

     © Росархив 2009–2016.
     Условия использования материалов

     Дистрибутивы программ

     Поддержка сайта:
     support@archives.ru

Яндекс.Метрика
Рассылка Новости портала Архивы России Журнал 'Вестник архивиста' Архив кинохроники и документальных фильмов Международный совет архивов