Доклад Руководителя Федерального архивного агентства, доктора исторических наук А.Н.Артизова на расширенном заседании коллегии Росархива 15 марта 2011 г.

Страница для печативерсия PDF

«Об итогах работы Федерального архивного агентства
и подведомственных ему учреждений за 2010 г. и задачах на 2011 г.»

(публикуется в сокращенном варианте)

 

Уважаемые члены коллегии и участники заседания!

У вас на руках вместе с проектом решения коллегии имеется отчет о деятельности Росархива и подведомственных ему учреждений за прошедший год. Необходимости его зачитывать нет, поэтому я остановлюсь на главных результатах работы и проблемах сегодняшнего и завтрашнего дня.

Если кратко характеризовать современное состояние архивного дела в России, то оно выглядит следующим образом.

Слайд № 3 показывает общие объемы архивных документов по данным последней паспортизации на 1 января 2010 г. с разбивкой по федеральным, региональным и муниципальным архивам, а также государственным музеям и библиотекам, организациям Российской академии наук (РАН) и ведомственным архивам, которые по закону имеют право постоянно или депозитарно (т.е. долговременно) хранить документы. Как видите, общий объем Архивного фонда составляет 494 млн. дел, причем на федеральные архивы приходится примерно 9%, государственные архивы субъектов Российской Федерации – 29%, муниципальные архивы – 13%, музеи и библиотеки, а также архивы РАН – 3%, наконец, ведомственные архивы государственных и муниципальных органов и организаций – 46%.

Одновременно продолжилось формирование «негосударственного архивного сектора» экономики, де-факто обеспечивающего уже сегодня сохранность документов временного срока хранения частных юридических лиц. В настоящее время только в Москве работает около 100 архивных компаний и частных предпринимателей, и среди них есть крупные с численностью более 150 человек. В денежном выражении оборот только четырех ведущих компаний за 2010 год почти равен бюджету всей государственной архивной отрасли страны.

По инициативе Росархива состоялись три встречи руководителей этих компаний. В результате завершается работа по созданию некоммерческого партнерства «Национальное архивное объединение», которое в дальнейшем может трансформироваться в саморегулируемую организацию. Для нас задача эта важна, поскольку создание такой саморегулируемой организации и, соответственно, утверждение современных стандартов работы с архивными документами в частном секторе позволят в перспективе решить вопрос об архивном аутсорсинге для государственных и муниципальных органов и организаций.

(Слайд № 5 и Слайд № 6). По состоянию на 1 января 2011 г. в стране действует более 2,5 тысяч государственных и муниципальных архивов, содержащихся за счет бюджетных средств. В этих архивах работает около 15 тыс. сотрудников.

В целом, современная система управления архивным делом в нашей стране примерно соответствует моделям, которые существуют в западных государствах с развитой рыночной экономикой.

Но у нас есть одна важная особенность – исторически так сложилось, что в наследство нам достался огромный объем документов советского периода, когда отсутствовала частная собственность и вся экономика была огосударствлена. Поэтому объем документов Архивного фонда России – около 494 млн. дел постоянного срока хранения – даже в сравнении с такими странами, как Франция и Великобритания, которые когда-то являлись большими колониальными империями, у нас велик. Причем документы эти не могут быть отчуждены и приватизированы.

Это, конечно, влечет за собой необходимость серьезных бюджетных расходов.

Слайд № 7 демонстрирует, что общие объемы бюджетной поддержки федеральных и региональных архивов (эти уровни мы охватываем финансовым мониторингом) в 2009–2011 гг. в условиях мирового экономического кризиса хотя и остаются скромными, но не сократились. Мы никогда не были избалованы деньгами, поэтому всегда стараемся израсходовать их максимально эффективно. Кассовое исполнение бюджета в Росархиве и подведомственных учреждениях в 2009 г. составило 98%, в прошлом году – 99,5%. Лимиты бюджетных обязательств нынешнего года распределены практически в полном объеме, более трети их уже законтрактованы.

Начатая в соответствии с 83-ФЗ реформа бюджетных учреждений и предстоящая оптимизация их сети не приведут к уменьшению числа и штатной численности публичных архивов, поскольку абсолютное большинство из них, в том числе все федеральные (Слайд № 8) – это казенные учреждения, остающиеся на сметном финансировании. По завершении переходного периода с 2012 г. должны быть закрыты внебюджетные счета федеральных архивов, а бюджет обязан взять на себя всю ответственность за обеспечение их деятельности. Именно так организована работа архивов в Германии, Франции, Великобритании, других европейских государствах. Мы ждем, что при формировании бюджета на 2012 г. Минфин России выполнит требования законодательства, в том числе и в вопросе сохранения нынешнего уровня оплаты труда федеральных архивистов (в 2010 г. это примерно 18,6 тыс. руб. в месяц, из них 2,8 тыс. руб. за счет внебюджетных доплат).

Кстати говоря, именно из-за позиции финансового ведомства в свое время застопорилось продвижение законопроекта, предусматривающего передачу полномочий от Российской Федерации её субъектам по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов федеральной собственности. Сейчас мы добились его включения в официальный план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2011 г. Надеюсь, что нужное дело будет, наконец, успешно завершено.

Что нам еще удалось сделать?

Заканчивается строительство комплекса филиала РГАЭ в пос. Вороново Московской области (Слайд № 9). Пуск мы намечаем на вторую половину нынешнего года. Ввод в эксплуатацию хранилищ примерно на 7 млн. ед. хр. позволит решить застарелую больную проблему для всех федеральных ведомств – организовать прием на хранение кадровой документации, остающейся там еще с советских времен, а также решить вопрос с архивом бывшего Минвнешторга СССР.

В мае 2011 г. мы запустим в эксплуатацию оснащенный самым современным оборудованием лабораторный корпус ЦХСФ в г. Ялуторовске Тюменской обл. (Слайд № 10). Его пуск позволит не только качественно улучшить обработку микрофильмов страхового фонда, но и открыть такое новое направление работы Центра, как планомерное создание цифровых копий с микрофильмов. Тем самым резко ускорится процесс оцифровки документов федеральных архивов.

В нынешнем году планируем, наконец-то, открыть строительство нового здания ГАРФ на Бережковской набережной (Слайд № 11) и начали подготовку к постройке комплекса зданий для нового федерального архива Великой Отечественной войны в г. Подольске (необходимые нормативные акты об этом находятся на согласовании).

Я благодарен руководству Минкультуры России и Минэкономразвития России за понимание в вопросах выделения субвенций федерального бюджета на укрепление материально-технической базы региональных архивов. Казалось бы, небольшие деньги (в нынешнем году – около 55 млн. руб.), но они стимулируют региональные власти вкладывать свои бюджетные средства, и результаты налицо. На Слайде № 12 вы видите реконструированное и уже действующее здание Государственного архива Сахалинской области, новое здание Государственного архива Калининградской области (на днях будет его открытие), близящуюся к завершению стройку Государственного архива Смоленской области (если всё сложится так, как намечено, то в конце нынешнего года также будет новоселье). Ведутся стройки госархивов Чувашской и Удмуртской республик, Новгородской, Калужской, Томской и Ульяновской областей. (Слайд № 13).

Если сохраним и хотя бы немного увеличим масштабы финансовой поддержки регионов, то через два-три года мы выполним благородное и богоугодное дело – в целом завершим процесс передачи религиозным конфессиям культовых зданий, в которых ранее располагались архивы (после 1991 г. уже возвращено 19 таких зданий).

Вспоминая «горячее лето» прошлого года, нельзя не сказать о ситуации с пожарной безопасностью. Как вы знаете, случаи закрытия федеральных архивов по этим основаниям у нас были и, к сожалению, могут еще иметь место, поскольку современные противопожарные нормы требуют крупных инвестиций (например, по замене деревянных стеллажей на металлические и оснащению хранилищ системами автоматического пожаротушения).

Мы продолжали и намерены в ближайшие годы завершить модернизацию всех электросетей в федеральных архивах. (Слайд № 14). Доля площадей, оснащенных электросетями, отвечающими требованиям пожарной безопасности, за год увеличилась на 8 % и в целом составила  88 %. К сведению: еще 9 лет назад эта доля не превышала 30%. В хранилищах установлено более 3,6 тысяч погонных метров новых металлических стеллажей. Все федеральные архивы разработали и согласовали декларации пожарной безопасности. Этому направлению работы мы будем и в дальнейшем уделять первостепенное внимание.

Отдельно хочу остановиться на некоторых вопросах организации делопроизводства в федеральных органах власти и организациях.

В прошедшем году, наконец, завершилась длительная эпопея по подготовке и утверждению в качестве нормативного акта «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» (Слайд № 15). Перечень размещен на официальном сайте Росархива, опубликован и разослан во все федеральные органы власти.

Но жизнь ставит перед нами новые задачи, в особенности в связи с переходом к электронному документообороту.

Недавно вышло распоряжение Правительства Российской Федерации № 176-р, утвердившее «План мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности». (Слайд № 16) Распоряжение ставит перед Росархивом две большие задачи. Как и другие органы исполнительной власти, мы должны уже в этом году внедрить во всех подразделениях аппарата систему электронного документооборота с подключением её к межведомственному электронному документообороту (МЭДО), а значит проложить защищенную локальную сеть, приобрести необходимое оборудование, программное обеспечение, обучить кадры. Мероприятия хлопотные и затратные. Работы уже начаты, активно ведутся и, конечно, в установленный срок мы их завершим.

Куда более сложные проблемы стоят при реализации второго направления – организации методического обеспечения и контроля со стороны Росархива за внедрением электронного документооборота во всех органах исполнительной власти. Здесь придется в сжатые сроки подготовить дополнения в Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, разработать рекомендации по подготовке ведомственных перечней документов, создаваемых в электронном виде, организовать ведение классификаторов для Межведомственного электронного документооборота.

В этой связи требуется изменение функций и полномочий Росархива, многие из которых были утрачены в ходе реализации административной реформы 2004 г. Проект соответствующего постановления подготовлен, прошел согласование в Минэкономразвития России, в Минфине России и в настоящее время внесен в Правительство Российской Федерации. Его продвижение осложняет лишь один вопрос: необходимость дополнительных штатов для выполнения новых полномочий в условиях принятых решений о сокращении численности чиновников.

Традиционно в центре внимания общественности находятся вопросы доступа к архивным документам и их использования.

Эти вопросы дважды с моим участием рассматривались на заседаниях Межведомственной комиссии (МВК) по защите государственной тайны (в июле прошлого года и феврале нынешнего) и специально 7 сентября 2010 г. на совместном заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России и Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Эти же вопросы остро ставились в ходе встречи Президента России Д.А. Медведева с членами Совета по развитию гражданского общества и правам человека, состоявшейся 1 февраля 2011 г. в г. Екатеринбурге.

В итоге в 2010 г. рассекречено около 11 тыс. дел высших органов КПСС и советского правительства. Т.е. темпы реального рассекречивания в сравнении с предшествующим периодом увеличены более чем в 2 раза. В недавно утвержденном новом 5-летнем плане рассекречивания эти более высокие темпы сохранены. Но я бы слукавил, если бы сказал, что удовлетворен. При сохранении таких темпов мы будем рассекречивать документы советского периода.

Что касается использования документов, то здесь нам удалось сделать немало. Остановлюсь лишь на самых ярких примерах.

Во-первых, портал «Архивы России», на котором размещен официальный сайт Росархива. (Слайд № 17 и Слайд № 18). По итогам общественного мониторинга на предмет информативности и прозрачности он занял 5 место среди всех сайтов федеральных органов исполнительной власти. За год число его уникальных посетителей увеличилось в разы. Конечно, этому в немалой степени способствовала полномасштабная реклама портала и сайта в связи с размещением цифровых образов документов по Катыни (Слайд № 19). Но ведь статистика последних лет показывает, что это объективная тенденция из-за роста интереса граждан к архивной информации.

Берусь предсказать, что после намеченного на вторую половину нынешнего года размещения на портале «Архивы России» открытого модуля общероссийской Базы данных о фондах, хранящихся в федеральных, региональных и муниципальных архивах, количество посетителей еще больше увеличится.

Именно поэтому мы подготовили специальную ведомственную программу информатизации, которая предусматривает комплекс мероприятий по расширению доступа к архивам, активизации роли Росархива в вопросах внедрения электронного документооборота. Финансирование предусмотрено как за счет текущих расходов, так и программных средств в рамках будущей ФЦП «Культура России» и действующей Госпрограммы «Информационное общество. 1911–1920 гг.» (ее корректировку в отношении архивных мероприятий в связи с поручением Администрации Президента Российской Федерации должна провести Минкомсвязь России).

Во-вторых, мы провели ряд знаковых выставок архивных документов, имевших широкий общественный резонанс (Слайд № 20, Слайд № 21).

В-третьих, были подготовлены и изданы сборники документов по самым разным сюжетам отечественной и всемирной истории (Слайд № 22, Слайд № 23).

Назову лишь те, которые готовятся и издаются в рамках деятельности Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.

24 февраля с.г. мы провели презентацию 1 тома (в двух частях) сборника из серии «Голод в СССР». Издание уникальное, собраны документы из более чем 80-ти архивов различных стран.

Вскоре состоится заключительная редколлегия по рассмотрению окончательного текста сборника «Коллаборационизм в украинском национальном движении. 1939–1945 гг.». Впервые здесь будут опубликованы более 800 документов по этой злободневной теме из российских, украинских, белорусских, польских и немецких архивов.

Начата подготовка сборников документов о знаменитом Георгиевском трактате и событиях, связанных с присоединением Грузии к Российской империи; об экономических связях прибалтийских республик с союзным Центром в 1945–1991 гг.; о деятельности российских коллаборационистов – так называемой Российской освободительной армии (РОА) и её главы генерала Власова.

Более подробные сведения об итогах работы российских архивов и задачах на будущее изложены в материалах, имеющихся у членов коллегии и участников заседания.

Уверен, выступающие в прениях дополнят картину реального состояния отечественного архивного дела и тех проблем, которые стоят перед российскими архивистами.


     © Росархив 2009–2018.
     Условия использования материалов

     Дистрибутивы программ

     Поддержка сайта:
     support@archives.ru

Рассылка Новости портала Архивы России Журнал 'Вестник архивиста' Архив кинохроники и документальных фильмов Международный совет архивов